ВЗЛОМ «ЖЕЛЕЗНОЙ ДВЕРИ» И НАЦИОНАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА ДЛЯ ГИТЛЕРОВЦЕВ

Навстречу 75-летию Великой Победы

После взятия Кенигсберга. Фото РИА Новости

Одним из самых унизительных поражений нацистской Германии в войне против СССР стала, по мнению самих немецких историков, сдача за месяц до полной капитуляции фашистов их главной цитадели в Восточной Пруссии – города-крепости Кенигсберга. Всего после 4 дней боёв эта, казавшаяся гитлеровцам неприступной цитадель с богатейшей воинской историей капитулировала под натиском советских войск, проведших блестящую наступательную операцию и ликвидировавших крупную группировку врага. Штурмом руководил маршал Александр Василевский, возглавивший 3-й Белорусский фронт, в который был включен 1-й Прибалтийский фронт Ивана Баграмяна.

Почему же в фашистской Германии восприняли падение Кенигсберга как катастрофу и особое национальное унижение? Дело в том, что всего после 4 дней боёв пал не просто очередной опорный пункт фашистов, а знаменитый и древний город-крепость, колыбель немецкого воинского духа, столица Тевтонского ордена, откуда немцы часто начинали свои захватнические войны. Взятие советскими войсками Кенигсберга стало для немцев очевидным предзнаменованием самого крупного военного поражения в их истории.

Советские войска вышли к Кенигсбергу в начале апреля. Для проведения операции командованию удалось сконцентрировать на этом направлении 137 тысяч человек, более пяти тысяч орудий и минометов, более 500 танков и самоходных артиллерийских установок, 2174 самолета. При этом общая численность противостоявшего нашим войскам немецкого гарнизона, включая артиллерийские подразделения, городскую полицию и фольксштурм, по «живой силе» была вполне сопоставимой и составляла около 130 тысяч человек. Кроме того, у немцев было 200 танков, которые в основном были вкопаны и использовались как неподвижные огневые точки и мобильные резервы. Руководить обороной незадолго до начала операции фашистское руководство поручило генералу пехоты Отто фон Ляшу, опытному командиру, которому в короткие сроки удалось организовать оборону города.

В Кенигсберге, по меркам штурмовых операций, несмотря на некоторое преимущество Красной армии, соотношение сил было не в пользу наступающих. По правилам военной науки в таких ситуациях необходимо создавать двух-трёхкратное превосходство в живой силе. У Красной армии было больше артиллерии, больше танков и авиации, но в условиях городских уличных боёв это преимущество нивелировалось. Сами немцы называли Кенигсберг городом-крепостью, оборона была организована в многочисленных фортах невероятной прочности, которые были построены несколько веков назад. Некоторые из них имели восьмиметровой толщины стены, которые не могло разрушить ни одно существующее в то время артиллерийское орудие. Фактически город укреплялся, готовился к подобной обороне все 800 лет своего существования, все это время он постепенно прирастал оборонительными сооружениями. Кроме того, дополнительно перед Кенигсбергом была создана линия укрепрайонов, которые представляли собой сложную систему блиндажей, окопов и траншей, связанных ходами сообщения. Дальше вокруг города располагались форты, которые состояли из 17 крепостей, связанных в одну оборонительную систему. Окружность оборонительного пояса фортов составляла 53 километра. Немцы были настолько уверены в прочности своей обороны, что накануне штурма нацистский крайсляйтер (глава партийной организации национал-социалистов в Кенигсберге) Эрнст Вагнер заявил, что Кенигсберг — «железная дверь» Германии, которую Красная армия не сможет «открыть» минимум полгода…

Взять такой город, по существу превращённый в единый мощный укрепрайон, было, действительно, сложной задачей, поэтому перед началом операции советское командование организовало подготовку к штурму, для чего были построены копии фортов. Советские военачальники спустя почти 150 лет использовали опыт великого русского полководца Александра Суворова при взятии турецкой крепости Измаил.

Для атаки на эти укрепления были созданы 26 штурмовых отрядов и 104 штурмовые группы — из стрелковых частей и инженерных войск. По численности это были стрелковые роты, которые усиливались несколькими артиллерийскими орудиями, танками или самоходками, а также взводом станковых пулеметов, минометчиками и саперами. В штурмовые отряды были включены опытные бойцы, которые учили действовать других солдат в условиях городского боя. Солдаты получили бронежилеты, использовались другие технические и тактические находки, которые являлись ноу-хау для того времени. «Выкуривать» немцев из укреплений были назначены семь отдельных огнеметных батальонов, рота фугасных огнеметов и пять отдельных рот ранцевых огнеметов. Эти подразделения были распределены по штурмовым отрядам и группам.

Штурм Кенигсберга начался утром 6 апреля мощной артподготовкой, через три часа под прикрытием огневого вала в наступление пошли пехота, танки и самоходные орудия. Согласно плану, основные силы обходили форты, которые блокировались пехотными подразделениями при поддержке самоходных орудий, затем дом за домом городские кварталы зачищали штурмовые отряды.

Первая линия обороны была взломана за сутки, а во второй день штурма город был полностью окружен. Немцы предприняли несколько попыток прорыва кольца и перехода в контрнаступление, но были отброшены. Седьмого и восьмого апреля Красная армия вела классические штурмовые бои по всему городу. Хорошо проявили себя артиллеристы, которые стреляли с такой ювелирной точностью, что попадали даже в бойницы в фортах. Широко применялись огнеметы, с помощью которых зачищали неприступные бункеры. Девятого апреля советские атакующие части вышли в центр города, немцы понесли большие потери, их гарнизон был сломлен морально. В плен попал и сам Отто фон Ляш — командующий немецкой группировкой в Кенигсберге, который подписал акт о капитуляции гарнизона города. Началась массовая сдача в плен немецких частей. Десятого апреля были ликвидированы последние очаги сопротивления.

Потеря Кенигсберга стала не только сильнейшим морально-психологическим ударом для нацистов. Практически одновременно с взятием Кенигсберга немцы потеряли военно-морскую базы Пиллау, были разгромлены земландская группировка и основные силы восточно-прусской группировки фашистов.

В наступательных боях за Кенигсберг Красная армия потеряла убитыми и ранеными более 50 тысяч человек, но даже на этом фоне потери немцев были катастрофичными: в плен сдалось более 90 тысяч человек, почти 42 тысячи было убито. Трофеи составили более двух тысяч орудий, 1652 миномета и 128 самолетов. Соотношение просто фантастическое, говорящее о том, что эта наступательная операция была тщательно подготовлена и мастерски проведена.

Да, Кенигсберг был серьёзно разрушен, но… большую часть разрушений в городе произвела не Красная армия, которая его штурмовала. Значительно серьёзнее город пострадал намного раньше. Ещё в 1944 году на него были произведены массированные налеты британской авиации. Эти бомбардировки не несли военного смысла, поскольку все форты и укрепления не пострадали. Основные бомбардировочные удары пришлись на преимущественно сгоревшие в итоге жилые кварталы.

Взятие Кенигсберга за месяц до безоговорочной капитуляции фашистской Германии было отмечено в Москве салютом высшей категории — 324 орудия совершили 24 артиллерийских залпа. Также была учреждена медаль "За взятие Кенигсберга", а 98 воинских частей, участвовавших в штурме этой фашистской цитадели, получили название "Кенигсбергские".

На фото: После взятия Кенигсберга.
Фото РИА Новости