ПОСТАВКИ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ И СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ

Вторая мировая война 1939-1945гг. – крупнейшая в истории человечества, развязанная фашистской Германией и ее сателлитами. В войну было втянуто 61 государство и более 80% населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств. В 1941г. когда фашисты напали на Советский Союз Англияуже воевала с фашистами, а противоречия между США, Германией и Японией были на грани войны. С первых дней нападения гитлеровцев и их сателлитовна нашу странуСССР не был одинок.22 июня Великобритания и 24 июня США выступили в поддержку Советского Союза в его борьбе с германским фашизмом. Кроме этого,нашими союзниками было все прогрессивное человечество. СССРсочувствовали широкие слои народов и государств не только порабощенных немецко – фашистскими захватчиками.

В поддержку СССР выступили (кроме США и Англия), Канада, Польша, Австралия, Албания, Бельгия, Новая Зеландия, Индия, Франция, Норвегия, Нидерланды, Югославия, Дания, Египет, Китай, Иран, Филиппины, Куба, Эфиопия и другие страны. К концу Второй мировой войны в антигитлеровскую коалицию входило свыше 50 государств. Вклад отдельных стран в достижение целей антигитлеровской коалиции был различным. США, Англия, Франция и Китай участвовали против фашистов своими вооруженными силами. В военных действиях против агрессора также принимали участие части и соединения: Польши, Чехословакии, Югославии, Австралии, Бразилии, Бельгии, Индии, Канады и других.

22 июня 1941г. премьер - министр Великобритании У. Черчилль, выступая по радио заявил, что «опасность угрожающая России, - это опасность грозящая нам и Соединенным Штатам», поэтому Великобритания окажет «России и русскому народу всю помощь, которую только сможет». О готовности США оказать «всю возможную помощь Советскому Союзу» заявил 24 июня и президент США Ф. Рузвельт. На основании заключенных договоров США, Англия и другие страны поставляли в Советским Союзом оружие, технику, материалы, имущество и продовольствие. Это стало основой зарождения антифашистской коалиции стран и народов, ядром которой были СССР и Англия, а с декабря 1941г. и Соединенные Штаты Америки.

12 июля 1941г. в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии и ее союзников, что послужило началом формирования антигитлеровской коалиции. 18 июля правительство Советского Союза подписало соглашение с правительством Чехословакии, а 30 июля – с правительством Польши о совместной борьбе с фашизмом. Так как территория этих стран была оккупирована фашистской Германией их правительства находились в Англии. 2 августа 1941г. Советский Союз заключил военно – экономическое соглашение с США. 29 сентября – 1 октября 1941г. СССР, США и Англия подписали первый протокол о взаимных военных поставках. Поставки по ленд-лизу шли по разным направлениям, через Тихий океан во Владивосток, через Иран в порты Каспийского моря, по трассе Аляска – Сибирь – фронт. Однако водный путь проходивший через Атлантику и Заполярье считался наиболее коротким и удобным. По нему в Советский Союз доставлялись грузы из США, Англии, Канады.

Перевозки техники, вооружения, продовольствия и других грузов осуществлялись союзными и советскими судами, следовавшими, как правило, в составе конвоев из США и Англии через Исландию в северные порты Советского Союза Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск и обратно. Караваны судов шли под условными обозначениями (литер и номер). Путь конвоев был разделен на две оперативные зоны. Первая - тянулась от Англии через Исландию до острова Медвежий - на этом участке конвой обеспечивали англичане. Вторая зона - занимала пространство от острова Медвежьего до Архангельска или Мурманска. На этом участке конвой прикрывали английские и советские корабли и авиация. Этот тысячемильный отрезок морского пути, был наиболее опасным. Он проходил невдалеке от Норвегии, где базировались основные силы авиации и флота фашистской Германии. Немецкое командование в своих планах отводило особое место Северу. Так, по плану «Барбаросса» фашисты планировали захват западного Заполярья, оккупацию Мурманска и Архангельска.

Для обеспечения безопасности конвоев привлекались корабли и авиация Северного флота. Грузы в основном формировались в бухтах Лох Ю и Скопа Флоу (Шотландия), Хваль–Фьерд и Рейкьявик (Исландия). До конца 1942г. конвои обозначались РQ (инициалы офицера связи, который передавал на суда приказы Адмиралтейства), а шедшие в обратном направлении, на Запад – QР. В последующем, конвои стали именоваться JW и RА с порядковым номером начиная с 51-го. Восточные конвои, шедшие северным морским путем с Дальнего Востока в Архангельск и Мурманск, кодировались отдельно.

Суда с боеприпасами и танкеры с ГСМ размещались внутри конвоя. В первый год войны караван состоял из 5-12 судов, а в последующем из 30-35 судов, построенных в 3-4 кильватерные колоны. Между колонами поддерживалось расстояние 5 кабельтов, а между судами около 3-х кабельтов. Для защиты от воздушных целей на каждом грузовом судне были установлены 2-3 орудия и несколько крупнокалиберных пулеметов. До выхода конвоев из английских или исландских портов проводилась разведка кромки льда, состояния коммуникаций и фарватеров, собирались данные о погоде, перемещении фашистских морских и воздушных сил, других средств в море и на берегу.

В ходе следования конвоя вся деятельность флота была направлена на обеспечение его безопасности. За несколько суток до подхода транспортов и сил охранения к востоку от меридиана 20 градусов восточной долготы в Баренцевом море производилась разведка подлодок в районе базирования фашистских кораблей. Для предотвращения возможного нападения на суда конвоя в назначенный район выходило несколько подводных лодок Северного флота с задачей обнаружить и уничтожить корабли противника. На удалении 250-300 мил от главной базы флота конвой встречали два-четыре советских боевых корабля занимая место в походном ордере в готовности отразить атаки с моря и воздуха. В это время активно действовала авиация флота ведя наблюдение за базами, портами и аэродромами противника. Как правило, в это время бомбардировочная авиация наносила удары по вражеским аэродромам Луостари, Банак, и Хебуктен. Истребительная авиация прикрывала конвой с воздуха, производилось постоянное барражирование.

По курсу движения конвоя самолеты Пе-3 производился поиск подлодок противника. На удалении до 120 мил от побережья в поиск включались гидросамолеты МБР-2, сторожевые корабли, охотники за подводными лодками, а тральщики производили траление мин, по курсу следования конвоя. При подходе к месту назначения, а также в момент входа в порты корабли, самолеты и береговые зенитные батареи приводились в повышенную боевую готовность. На случай повреждений в полную готовность приводились аварийно - спасательные формирования. Для обеспечения безопасной проводки на каждый корабль, судно, транспорт, выделялся лоцман. 15 октября 1941г. начальника Главморпути И.Д. Папанина вызвали в Государственный Комитет обороны к И.В. Сталину который изложил важность Северного морского пути в сложившейся обстановке. В частности он сказал: «Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем особо важное значение. Это на Западе самый близкий к линии фронта свободный морской порт».

Первый караван согласно советско – английскому соглашению «Дервиш» (РQ-0) прибыл в Архангельск в составе 6 транспортов, 2 эсминцев, 3 тральщиков, 4 корветов 31 августа 1941г. без потерь. Он стал реальным воплощением британо-советского военного сотрудничества. В незамерзающий Мурманский порт первый конвой пришвартовался только 17 января 1942г. Суть в том, что ранее принимать поставки по ленд-лизу Мурманский порт не был готов. Как отмечает бывший Министр морского флота Советского Союза Т.Б. Гуженко, что в Мурманске работа проводилась в неимоверно-трудных условиях на суше и море, под постоянным обстрелом и бомбежкой фашистской авиации. Город был сильно разрушен и фактически сожжен. Так к середине 1943г. гитлеровской авиацией разрушено 6 причалов, 26 складов, 9 служебных и 13 производственных зданий. За первые два года войны в порту было 2,5 тысяч разрушений: водопровод, электро-и теплосети, телефонная связь, канализация, шоссейные и железные дороги. От зажигательных бомб сгорел почти весь жилой фонд, столовые и прочие объекты социального и культурно-бытового назначения. В этих условиях немалые потери нес флот и спасательные формирования.

Поставки должны были соответствовать квотам, установленным Московским и последующими - Вашингтонским (6.Х. 1942г.), лондонским (19. Х. 1943г.) и Оттавским (17. IV. 1945г.) протоколами, но эти квоты не всегда выполнялись. По официальным американским данным Советскому Союзу, до конца 1941г. было поставлено 360 778 т ленд – лизовских грузов стоимостью в 545 тыс. долларов, при общей сумме американских поставок (в этом году) в 741 млн. дол. Выступая в марте 1943г. с отчетом за два года действия программы ленд – лиза Э. Р. Стеттиниус отмечал, что «большая часть вооружения. которым пользовалась Красная Армия, для того, чтобы сдержать, а затем и отбросить гитлеровскую армию, была произведена на советских заводах». К аналогичному выводу в 1945г. пришло и министерство торговли США, издав брошюру под названием «Ленд – лиз. Факт и вымысел».

В ходе разгрузки и погрузки транспортов противовоздушная оборона осуществлялась средствами ПВО Северного флота, Беломорской флотилии, а также Архангельского и Мурманского районов противовоздушной обороны. В 1941г. в составе семи конвоев в Советский Союз прибыл 51 транспорт (из них 9 советских), в это время из наших портов на запад вышло 47 судов (из них 15 советских). Доставлено в СССР 160 413 тонн, а вывезено 145 758 тонн различных грузов. По прибытию конвоя оперативно формировался караван судов (через 2-4 дня), для следования обратно в порты Англии или Исландии. Боевое обеспечение, охрана, сопровождение осуществлялось по той же схеме. Существовало три основных маршрута доставки ленд – лизовских грузов в СССР: северный, тихоокеанский и трансиранский. Основным на протяжении всей войны был северный – самый короткий и самый опасный. Он проходил из английских (шотландских) и исландских портов в Архангельск и незамерзающий порт Мурманск. Весь путь (2 тыс. миль), караван проходил за 10-12 дней. Подводя итоги первого года войны, командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко писал: «В составе союзных конвоев к нам пришло 179 транспортов (свыше миллиона тонн грузов) и с ними 133 военных корабля, ушли от нас 145 транспортов и 83 корабля, погибли в пути, на переходах в обоих направлениях . 22 транспорта и 5 военных кораблей, в т.ч. английский крейсер «Эданбург».

В 1942г. Советский Союз получил по северному маршруту 814 654 т. различных грузов, за рубеж отправлено 366 023 т. Для прикрытия конвоев было совершено соответственно 191 и 126 выхода кораблей флота. В 1943г. объем перевозок сократился и составил 245 097 т., то есть меньше на 1/3, поставок 1941г. Союзники объясняли снижение поставок большими потерями. Так, из 75 судов 4-х конвоев вышедших из Великобритании, Исландии, Советского Союза и обратно потоплено: QР-10 - 4 судна, конвой РQ-13 (прибыл в Мурманск 30 марта 1942г.), потерял 5 судов, РQ-14 – одно судно, РQ-15 -3. Но наиболее трагичным оказалась судьба конвоя PQ-17. Фашисты принимали активные меры, дабы перекрыть поставки оружия и боеприпасов по северному морскому пути.

В начале июля 1942г. Гитлер отдал приказ о проведении специальной операции для уничтожения конвоя РQ-17 под названием «Рёссельшпрунг» («Ход конем»), выделив 264 самолета, в т.ч. 133 бомбардировщика и 57 торпедоносцев. Против конвоя PQ-17 действовали 11 подлодок и две боевые группы надводных кораблей (4 тяжелых крейсера и 10 эсминцев), включая: линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», «Лютцов» и другие. 4 июля по приказу английского адмиралтейства в связи с выходом вражеской эскадры транспорты были рассредоточены, а корабли охранения и прикрытия отошли на Запад. С 5 по 10 июля авиация и корабли противника атаковали практически неохраняемые транспорты и потопили в Баренцевом море 20 транспортов и спасательное судно.

Приказ оставить транспорты конвоя РQ-17 и рассредоточить караван поступил из английского адмиралтейства. Его отдал английский адмирал флота Д. Паунт, оставил конвой на растерзание немецким подлодкам. Караван быстро рассыпался в разные направления, а эскадра прикрытия и корабли эскорта повернули обратно. Как вспоминал участник конвоя Кокборн, что глядя в след уходящим пароходам, матросы задавались вопросом: «Как же теперь они смогут выжить», они спорили и обсуждали: «Мы не имеем права поступить так. Мы должны вернуться к каравану». Но они обязаны были подчиняться приказу, и это было, единственным оправданием: «Я до сих пор испытываю чувство стыда… посрамления и подрыва репутации Британского королевского флота».

По словам капитана советского парусно-моторного бота «Мурманец» П.И. Котцова о трагедии с РQ-17 ему стало известно от спасшихся членов экипажа парохода «Олапана» в районе южной оконечности Новой Земли. Среди спасенных у троих были сильно обморожены ноги. Их транспорт был торпедирован и ушел под воду в считанные минуты. Двое суток на плоту люди добирались до Новой Земли. Спаслись 18 членов экипажей – американцы, англичане, норвежцы, голландцы - моряки с погибших судов «Алькоа Рейнджер», «Хатлбьюри», «Вашингтон» и «Паулс Поттер», которых передали на стоявшее в одной из бухт британское судно «Эмпайр Тайд». Разгром РQ-17 нанес огромный материальный и моральный урон. Из 36 транспортов конвоя два суда вернулись в Исландию, до Архангельска дошли 11, 23 погибли, притом 20 потоплены после приказа рассредоточится. В ходе атаки ушло на дно: 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и 99316 т. Др. грузов.

После этой трагедии союзники стремились ограничить поставки через Атлантику. Однако по настоянию руководства СССР поставки возобновили. В средине сентября из бухты Лох-Ю вышла основная группа конвоя РQ -18. Всего в составе конвоя было четыре десятка транспортов, спасательное судно, танкер, 3 тральщика, два эскадренных танкера. Охранение составляло 17 кораблей различных классов. Из 40 транспортов в Архангельский порт прибыли 27, доставлено 149 797 тонн груза. Только один транспорт потерян в зоне Северного флота. В тоже время противник потерял 3 подлодки и 41 самолет, 20 самолетов было уничтожено нашей авиацией на немецких аэродромах. Авиация флота совершила 775 самолетовылетов в т.ч. 274 истребительное прикрытие, 102 на разведку и поиск подлодок. Факты говорят о том, что Северный флот эффективно защищал морские коммуникации на отведенном им театре. И все же после PQ–18 и QP-14 союзное командование временно прекратило отправку конвоев до наступления полярной ночи.

Большое внимание уделялось координации совместных действий и согласованию проводки транспортов с грузами, ибо от этого нередко зависела судьба конвоя. Каждой операцией руководил командующий Северным флотом А.Г. Головко через штаб флота, командиров и штабы соединений. Взаимодействие с командованием английских и американских ВМС руководство флота осуществляло через союзные военно-морские миссии, размещавшиеся в Полярном, Мурманске, и Архангельске. Английских миссий было две, одна в штабе Северного флота, другая в Беломорской флотилии. В основном они занимались вопросами совместной защиты внешних морских сообщений в оперативной зоне Северного флота. Кроме этого в их компетенцию входило: формирование конвоев из СССР в Англию, разгрузка и погрузка судов, обеспечение базирования в водах Заполярья кораблей и транспортов. Американская миссия обеспечивала свои суда во время их погрузки, разгрузки и стоянки в портах советского Заполярья всем необходимым.

Защита конвоев требовала активного взаимодействия союзников, обмена различной информацией, на основании которой разрабатывались маршруты движения конвоев, готовящихся к выходу из союзных портов. Через английские и американские миссии командованию нашего флота поступала информация о составе конвоя, курсе следования и времени ожидаемого вхождения в оперативную зону Северного флота. Вопросы к британскому адмиралтейству по обеспечению выходящих конвоев выяснялись командованием флота чрез Главный морской штаб. Остальные вопросы по отправке и встрече транспортов в наших портах решались по согласованию с английской миссией на местах.

Взаимодействие командования Северного флота и английских военно-морских сил было положено в августе 1941г. при обеспечении перехода в Архангельск минного заградителя «Адвенчур» с грузом глубинных бомб и магнитных мин. Для этого был разработан специальный план перехода и разгрузки этого корабля. Так, в районе мыса Большой Городецкий минный заградитель встретил эскадренный миноносец «Сокрушительный» который сопровождал корабль до Архангельска, и на обратном пути до мыса Канин Нос. В это же время другой миноносец «Грозный» вел поиск подводных лодок по курсу следования корабля. Грамотное взаимодействие командования флота и представителей английской миссии позволяло оперативно решать все вопросы по доставке и отправке грузов. В 1942г. на Север Норвегии немцы передислоцировали крупный корабль «Тирпиц», два линейных корабля «Гнейденау» и «Шорнгорст», тяжелые крейсеры «Принц Евгений», «Лютцов», «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», две флотилии эсминцев. 20 подлодок, другие корабли и суда обеспечения.

На начало июля 1942г. в Северной Атлантике действовало 6 крейсеров, до 10 эсминцев, 30 сторожевых кораблей, 16 подлодок, 2 плавбазы и 16 самоходных барж. Фашистские корабли в основном дислоцировались в норвежских портах: Нарвик, Киркенес, Варде. Здесь был задействован 5-й немецкий воздушный флот. В связи с усилением вражеской группировки, условия в которых проводили союзные конвои, ухудшались. Здесь усматривается несколько причин: во-первых, из-за постоянной угрозы со стороны авиации и подлодок противника; во-вторых, из-за плавающих мин, приносивших водами с запада со штормами и Гольфстримом; в-третьих, из-за тяжелой обстановки в зимнее время года. Полярная ночь, сильные морозы, плавучие льды, спускающиеся с высоких широт на юг, густые испарения моря и туманы создавали сложную обстановку. Немцы интенсивно нападали на союзные конвои. Их авиация топила корабли и суда, нанося огромный материальный и моральный урон. Но и Северный флот все активнее переходил к целенаправленным наступательным действиям. Главной силой в борьбе с фашистами на путях его морских сообщений оставались подлодки и авиация.

Только с января по апрель 1942г. подлодками Северного флота потоплено 34 вражеских транспорта. Подлодка «Щ-402» потопила 9 транспортов, «К-21» - 7, «Щ-403» - 9 кораблей, гвардейцы «Щ-422» - 11. Однако были и потери. В одном из походов море навсегда похоронило экипаж гвардейской подлодки «Щ-422», вместе с их командиром Ф.А.Ведяевым. В состав охранения конвоев стали включались эскадренные миноносцы. Эффективным явилось использование эсминцев вооруженных артиллерийскими системами повышенной огневой мощью. При отражении низколетящих торпедоносцев противника они вели стрельбу дистанционными гранатами из 130-мм орудий, что вынуждало вражеские самолеты отклонятся от курса и сбрасывать торпеды мимо цели. 30 мая 1942г. авиация противника группами по 30-40 самолетов атаковала союзный конвой РQ-16. В ходе атаки два эсминца Северного флота впервые применили стрельбу по низколетящим самолетам из главного калибра, дистанционной гранатой. В ходе боя эсминец «Куйбышев» сбил один самолет, а артиллеристы «Сокрушительного» и «Грозного» - четыре торпедоносца. Этот опыт приказом Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова был распространен и на других флотах.

В 1942г. из Англии в СССР вышло 13 конвоев, в составе 222 союзных, 27 советских транспортов и 125 кораблей охранения. Потери на переходе составили 53 союзных, 2 советских транспорта и 4 корабля охранения. Из наших северных портов вышло 12 конвоев в составе 150 союзных, 37 советских транспортов и 122 корабля охранения. Немцами потоплено 10 союзных и 5 советских судов и 3 корабля эскорта. В течение года в Советский Союз доставлено 814 654 тонн груза, отправлено за рубеж – 366 023 тонн груза. Примеры мужества показывали морские летчики. Так, 23 апреля 1944г. заместитель командира эскадрильи Илья Катунин был ведущим восьми штурмовиков Ил-2, вылетевших на уничтожение немецкого конвоя в Варангер – фиорде, южнее Вардё. Прорвавшись через заслон противника, летчики направились к транспортам. В воздушном бою самолет ведущего был подбит и загорелся. Тогда капитан Катунин направил горящую машину на крупный фашистский транспорт и врезался в него. За героический подвиг летчику И.Б. Катунину и воздушному стрелку сержанту А.М. Маркину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В боях неоднократно отличились морские летчики: Б. Ф. Сафонов, В.П. Балашов, И.Т. Волынкин, Г. Д. Попович, Н.И. Зайцев, П.И. Сахаров и другие.

Важный вклад в восстановление поврежденных кораблей и судов вносили судоремонтные заводы Мурманска и Архангельска. Так на мурманских судоремонтных заводах ремонтировались и союзные корабли, в т.ч. крейсер «Тринидат», в Архангельске на заводе «Красная кузница» переоборудовали гражданские суда в т.ч: «Северолес -18», «Северолес – 19», пароходы «Профсоюз», «Воронеж», «Канин» и др. С июня по ноябрь 1941г. в боевой строй вошли 36 судов. За войну АСС Северном флоте оказана помощь 275 аварийным кораблям и судам.

В 1944г. на внешних коммуникациях значительно возросла активность немецких подлодок. Опасность их увеличилась из-за того, что многие подлодки были оборудованы устройством позволяющим подлодкам идти под дизелями в подводном положении, они оснащались более совершенными радиолокационными и гидроакустическими станциями, акустическими торпедами. Немецкие субмарины стали занимать позиции ближе к советским портам, на выходе кораблей из баз. Для ликвидации угрозы со стороны противника командование флота увеличило число кораблей охранения конвоев, несения дозорной службы и поиска противника в районах Кольского залива и Белого моря. Принятые командованием флота меры позволили избежать серьезных потерь кораблей и судов.

В итоге больше половины Северных конвоев приходится на 1943-1945гг., а подавляющая часть потерь на 1942г. Так, только при следовании конвоев «PQ-17» и «PQ -18», погибли десятки кораблей и транспортов. Несмотря на объективные и субъективные трудности командования Северным флотом сумело разработать эффективную систему проводки судов и транспортов поступающих по Северному морскому пути в годы войны. Для флота защита внешних и внутренних коммуникаций была одной из важных задач. С целью обеспечения безопасности конвоев проводились специальные операции, в ходе которых решались различные вопросы в зависимости от возникающей обстановки. Несмотря на всю мощь фашистской авиации и флота личный состав Северного флота в целом вполнил поставленную перед ним задачу, обеспечив проводку конвоев поступавших в СССР с техникой, вооружением и другим имуществом по ленд-лизу.

Так, за зиму 1943-1944гг. в советские северные порты прибыло 8 конвоев в составе 191 транспорта, из которых было потеряно всего 3 судна. В обратный путь также вышло 8 конвоев, потеряли лишь два судна, из 200. Но несмотря на столь незначительные потери, союзники с апреля 1944г. вновь прекратили движение конвоев вплоть до наступления полярной ночи. С августа 1944г. по май 1945г. по северному маршруту прошло 250 судов в 9 конвоях, потеряв только 2 судна. Из 236 судов, вышедших в тот же период из советских северных портов, в 9 конвоях в английские порты прибыло 230 судов. Следует иметь ввиду, что больше половины судов, направлявшихся в СССР и из советских портов в составе северных конвоев, пришлось на период 1943-1945гг. когда германский флот и авиация уже не могли оказывать им активного противодействия.

В 1941-1945гг. в северные порты СССР пришел 41 конвой, а в обратном направлении 36. В конвой входили 1464 судна, в Советский Союз доставлено 4 млн. тонн грузов, а вывезено около 1,4 млн. тонн. Северным путем было доставлено около 22,7% всей помощи по ленд-лизу. Половина грузов обработал Архангельский и Северодвинский порты, остальные Мурманск. На северных трассах потери составили 103 транспорта, их них: 12 советских, 47 американских, 35 английских, 7 панамских, 1 датское и 1 норвежское. При защите союзных конвоев потеряно: 8 эскадренных миноносцев (советские - «Сокрушительный» и «Деятельный», английские - крейсера «Тренидад» и «Эдинбург», 3 шлюпа, 2 фрегата, 3 корвета, 3 тральщика. Из 44 транспортов, совершивших переход без охранения, 38 прибыли в пункт назначения. Погибло 1944 моряка – люди разных возрастов и национальностей, военных и гражданских. Корабельными силами охранения при сопровождении конвоев потопили десятки кораблей противника, среди них: «Шарнхорст», «Тирпиц», вспомогательный крейсер «Бремзе», минный заградитель «Ульм», 3 эскадренных миноносца 33 подлодки, сбили сотни вражеских самолетов. Северные конвои вписали славную страницу в нашу Победу. Северный флот с задачей по защите союзных конвоев справился.

За годы войны Великобритания поставила в СССР: 5218 танков, 7411 самолетов, 4932 противотанковых орудий, 4005 винтовок и автоматов, 1803 радиолокатора, 4338 установок радиооборудования, 2000 телефонных аппаратов, 473 000 000 патронов, 9 торпедных катеров, 14 тральщиков, 4 подлодки, машины, сырье, продуктов питания, медикаменты, госпитальное и другое имущество. Англичане передали СССР для флота 329 гидролокаторов. Полученные ультраакустические приборы (гидролокаторы) отличались в лучшую сторону. Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов, которыми было оснащено более 1/3 боевых катеров флота. Новые советские тральщики стали обеспечиваться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским. На них появились гидролокаторы, которые использовали для поиска подводных лодок и обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки. По опыту союзников в Военно – Морском флоте была внедрена для внутриэскадренной связи надежная и удобная радиостанция УКВ-диапазона. Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам, идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.

Соединенные Штаты Америки поставили в СССР: 7537 танков, 14 795 самолетов, 345 000 тонн взрывчатых веществ, 27 00 000 тонн нефтепродуктов, 842 000 химического сырья, 150 00 000 пар обуви, 1 981 паровозов, 11 155 вагонов и платформ, 380 0000 автомобильных шин, 775 883 грузовика, 51 503 виллиса, 420 000 полевых телефона, более 2 000 000 километров телефонных проводов, более 4 000 000 тонн продуктов питания, 8 701 трактор, 35 000 мотоциклов, 8 128 зениток, 132 000 пулеметов, 96 торговых судов, 202 торпедных катера, 140 охотников за подлодками, 77 тральщиков, 28 сторожевых кораблей, 105 десантных судов, 3 ледокола. Кроме этого союзниками поставлено: автомобилей почти в два раза, пороха в три раза, телефонного кабеля в 15 раз, паровозов в 22 раза больше, чем было произведено в СССР в годы войны. Многие образцы техники и оборудования в нашей стране вообще не производилось. Ленд-лиз явился для нашей страны легальным каналом получения высоких технологий.

И все же поставки по ленд-лизу были крайне важны, все же но они составляли от выпуска в СССР: орудий 2%, танков - 12%, самолетов – 10%., от тоннажа поставок составляло продовольствие - 30%. Всего расходы США на ленд – лиз с 11 марта 1941г. по 1 августа 1945г. составили 46 млрд. долл. В том числе: странам Британской империи - 30 269 млн. долл., СССР – 9 800, Франции – 1 406, Китаю – 631, латыно - американским странам - 421, остальным государствам – 424 млн. долл. В 1943г. 10 млн. американцев внесли средства из своих сбережений в пользу советского народа, собирал пожертвования и английский «Фонд помощи России».

Советский народ благодарен за помощь всем странам и народам, прежде всего США и Англии за помощь в годы войны. Вместе с тем эта помощь была не безвозмездной. Следует помнить, - ни одного корабля, ни одного самолета, ни одного танка или пушки, ни одной банки тушенки СССР не получили бесплатно. За все было заплачено золотом, платиной, лесом, рудой, другими ресурсами и человеческими жизнями. США получили из Советского Союза материалов на общую сумму 2, 2 млн. долларов. Оружие само не стреляло, его применяли люди, которые гибли в бою, страдали, мучились. Как заявил министр торговли США Дж. Джонс, - поставками из СССР Америка не только возвращала свои деньги, но и извлекала прибыль.

Не спора, что роли ленд-лиза для СССР была важна. Она имеют не только количественные показатели, но и такие критерии, как период доставки, качество материалов и оборудования, их значимость и другие. Но недопустимо измерять по одной и той же шкале ценностей поставки военных материалов и жертвы советского народа, которые прокладывали путь к победе над фашизмом. В годы войны и после эту мысль не раз подчеркивали крупные государственные деятели – бывшие союзники. Так, ближайший советник президента Ф.Рузвельта Гопкинс отмечал: «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Однако в нынешней России те же фальсификаторы, кто в 90-е годы прошлого столетия активно разваливал страну, утверждают, что поставки по ленд-лизу были спасительными для Красной Армии и всей экономики СССР. Так, Б. Соколов в книге «Правда и мифах Второй мировой» (издание 2018 год) пишет: «Помощь из Америки, Англии и Канады представлявшаяся в рамках американской программы ленд – лиза… играла критическую роль в советских военных условиях». Очернитель А Г. Попов в книге: «1941-1945. Заметки о войне» в отношении продовольственного ленд – лиза пишет: «Продовольственная помощь в целом была поставлена СССР на сумму 1,3 миллиарда долларов (тогдашних). Если численность нашей армии принять за 10 - миллионов человек, то это по 130 долларов на бойца, а в пересчете на калории, этой помощи хватило бы на пропитание 10 - миллионной армии больше чем на пять лет…). Как отмечает д.т.н., профессор В. Литвиннко, если поделить вес всего поставленного по ленд – лизу продовольствия (около 4.5 млн. тонн), на все население СССР, то на каждого советского гражданина придется менее 30 килограмм продовольствия за все 3, 5 года поставок. В годы войны кормили страну колхозы и совхозы. Благодаря этому после войны СССР первым в Европе уже в 1947г. отменил продовольственные карточки. Коллега Г. Попова - Б. Соколов примерно это же доказывает в части поставки по ленд – лизу техники и вооружения. В тоже время наличие в Красной Армии основных видов вооружения и военной техники на 1 мая 1945г. (ВВП СССР) и поставки (по ленд – лизу в 1941-1945гг.) составили в пользу Советского Союза: по орудиям и минометам (тыс. ед.) -18,03 раза; танкам и САУ (тыс. ед.) – 2, 75 раза; самолетам (тыс. ед.) – 3, 43 раза; корабли (ед.) - 4,61 раза; автомобили (тыс. ед.) -1. 39 раза. Поставки по ленд - лизу оцениваются (по - разным источникам) - в 9,8 -13,2 миллиарда долларов, что составляет - 3.6 - 4.8 % от объемов производства СССР в годы войны ( «ВПК» №10.. 03. 2020г.).

По оценкам сотрудника Управления военного производства США Р. Голдсмита союзная помощь СССР не превышала 1/10 советского производства вооружений. Президент США Ф. Рузвельт говорил о помощи поступавшей в Советский Союз по ленд – лизу, так: «…мы никогда не считали, что поставки по ленд – лизу являлись главным фактором в поражении Германии. Этого добились воины Красной Армии, которые отдавали свою жизнь и кровь в борьбе с общим врагом». Сменивший его Г. Трумен в 1945г. признавал, что ленд – лиз для США выгоден, так как он позволяет спасать жизни миллионов американцев. Не следует забывать, что американские корпорации оказывали помощь и гитлеровской Германии. Например, рокфеллеровская нефтяная корпорация «Стандарт Ойл» только по линии немецкого концерна «И.Г. Фарбениндустри», продала фашистам горюче – смазочных материалов на 20 млн. долларов. Один венесуэльский филиал «Стандарт Ойэтул» ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. тонн нефти, которую немцы перерабатывали в бензин. До середины 1944г. танкерный флот «нейтральной» Испании работал на нужды вермахта, снабжая Германию американским «черным золотом», то есть нефтью. Были случаи когда немецкие подлодки заправлялись ГСМ прямо в море и шли топить транспорта доставлявшие оружие, технику и материалы в Советский Союз по ленд – лизу. Вермахту шло около 30% автопокрышек, изготовленных на фордовских заводах. Осенью 1942г. филиал Форда в Швейцарии отремонтировал 2 тыс. немецких грузовиков. Объем сотрудничества американских компаний с гитлеровской Германией до этих пор относится к коммерческой тайне.

За годы войны союзные и нейтральные страны (кроме СССР) потеряли около 5150 судов тоннажем 21,57 млн. рег. тонн (около 50% от начального и более 25% от общего наличия тоннажа). Подводные лодки противника потопили из этого числа 2828 судов (54,9%) тоннажем 14,68 млн. рег. т (68,1%). Для немецких подводных лодок борьба против судоходства была главной задачей. Анализ показывает, что подводные лодки из фашистской оси действовали менее успешно: итальянские - из-за низких технических качеств тактики; японские – из-за многообразия ставившихся лодкам задач, среди которых борьба против судоходства занимала второстепенное место. Основными объектами атаки были авианосцы, линейные и другие корабли. Объективно ли руководство СССР оценивали поставки союзников по ленд-лизу? На наш взгляд, да! Так, на Ялтинской конференции И.В. Сталин подчеркнул, что «ленд - лиз –это замечательное изобретение, без которого победа была бы иной». В июле 1945г. И. Сталин писал Г. Трумэну: «соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли Советскому Союзу в порядке ленд-лиза вооружение, стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии».

Советские военные и гражданские моряки и летчики самоотверженно, стойко и мужественно выполняли свой долг перед союзниками и сухопутным фронтом, обеспечивая поиск и защиту уцелевших членов экипажей и транспортов с военными грузами. Высокую ответственность показали английские и американские моряки при доставке грузов и в ходе борьбы с общим врагом – фашизмом. Это свидетельство того, что мы можем мирно жить и, в трудную минуту всеобщей беды, совместно решать стоящие перед нами задачи. Так было, так должно быть всегда. Северные конвои вписали яркую и героическую страницу в историю второй мировой войны, в боевое содружество СССР, Великобритании и США Поставки по ленд – лизу в СССР были прекращены 21 августа 1945г. Как итог, можно сделать вывод: - помощь по ленд-лиз была важной, ценной, существенной но все же, не решающей. Победа в войне, как и в Северной Атлантике досталась нелегкой ценой. Наша страна потеряла около 27 миллионов советских людей. Многие тысячи моряков советских и стран союзниц покоятся в водах мирового океана. На их могилы не положишь цветов. Но патриоты помнят, чтят подвиг, мужество и стойкость моряков. Напоминанием об этом служит поставленный в мае 1985г. в Мурманске памятник в честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Он является памятником крепкой боевой дружбы тружеников двух главных северных портов страны Архангельска и Мурманска, на долю которых выпала честь принимать и обслуживать союзные конвои в 1941-1945 гг. Память об этом подвиге должна жить века.

Приложение.

а) Вооруженные силы союзников (США и Англии) и поставки по ленд-лизу в годы Второй мировой войны (таблица №1).

В январе 1940г. конгресс США утвердил строительство 2831 корабль различных классов на сумму 7,5 млрд. долл. Флот американцев должен был иметь 690 боевых кораблей. Объем военно – морского строительства в 1941г. был удвоен по сравнению с 1939г.

Классы кораблей В строю
(кол-во)
Тоннаж
(тыс. тонн)
В строит.
(кол-во)
Тоннаж
(тыс.тонн)
1. Линкоры 17 1045 15 960
2. Авианосцы 7 454 11 670
3. Крейсеры 37 899 54 1320
4. Эсминцы 172 478 191 590
5. Подводные лодки 113 172 73 110
Всего: 346 3049 344 3650

После нападения Японцев 7 ноября 1941г. на Перл - Харбор все программы военно – морского строительства были пересмотрены в сторону увеличения.

б) В начале 1942г. принятая программа США была нацелена на увеличение строительства кораблей и судов в два раза (таблица №2).

Виды вооружений До 07.11.1941 г. с 06.01.1942 г.
1. Общий тоннаж боевых кораблей 1,4 млн. т. 3,1 млн. т.
2. Самолеты 28,6 тыс. шт. 45 тыс. шт.
3. Танки 20,4 тыс. шт. 45 тыс. шт.
4. Зенитные орудия 5,3 тыс. шт. 20 тыс. шт.
5. Противотанковые орудия 7 тыс. шт. 14 тыс. шт.
6. Пулеметы 168 тыс. шт. 500 тыс. шт.

Таким образом, в соответствии принятой в 1942г. программы к 1 июля США должны были иметь в строю 1265 боевых кораблей в том числе: 23 линкора, 20 ударных авианосцев, 78 мелких и экспортных авианосцев, 72 крейсера, 738 эсминцев, 240 подлодок.

в) Объем океанских перевозок США с 1940 по 1945гг. (таблица №3).

Основные грузопотоки из США шли через такие порты как, как Нью –Йорк. Филадельфия, Балтимор, Новый Орлеан и др. К примеру, объем грузооборота в 1940г. составлял 65 млн.т, а к 1943г. он возрос в 5 раз. Более 2/3 всей военной продукции США вывозилось за границу океанским путем. Самым интенсивным портом был город Нью – Йорк который пропускал свыше 25% внешних грузов страны и 15% каботажных грузов. К 1943г. судооборот всех перевозок по Атлантическому океану увеличился в 3 раза.

Год Тыс. тонн
1940 3047
1941 4109
1942 9285
1943 18685
1944 26043
1945 29730

Анализ показывает, что промышленное производство США с осени 1939г. и до осени 1943г. увеличилось в 2,5 раза. С 1940 по 1945гг. объем перевозок увеличился почти в 10раз.

За годы войны общий объем поставок союзниками по ленд – лизу в СССР составил около 4 (процентов) от производимого вооружения, техники и продовольствия в нашей стране. В этом важном вопросе Северные конвои и Северный флот вписали славную страницу в нашу общую Победу 75-летие которой будем отмечать 9 мая этого года.

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»