«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАМЕЩЕНИЯ ИМПОРТА И СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ

«Правовые основы регулирования процессов замещения импорта и структурных преобразований экономики России в условиях экономических, политических и финансовых санкций»

СОДЕРЖАНИЕ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ

Быть самодостаточным – главная задача любого государства. Россия, обладающая 32% мировых запасов природных ресурсов, промышленным потенциалом, доставшимся ей от Советского Союза, наукой и кадрами, просто не имеет права не быть самодостаточной.

Говоря о самодостаточности, вовсе не имеется ввиду, что Россия должна абсолютно все производить сама: мировое разделение труда существует и им надо пользоваться. Но для экономической безопасности государства, товары зарубежного производства должны составлять не более 10% от потребности на внутреннем рынке. Причем, импортные товары должны быть легкозаменяемыми собственным производством, и это нашло подтверждение с вводом экономических и финансовых санкций на экономику России.

Сегодня подавляющая часть розничной торговли непродовольственными товарами повседневного спроса, за исключением топлива, формируется за счет импортных товаров. Любое внутреннее производство, в той или иной степени, сегодня зависит от поставок, импортных комплектующих, оборудования или сырья.

Произошла деградация целых отраслей российской промышленности – от вузов, где готовили специалистов, до лабораторий, где проводились испытания материалов, сырья, где создавались нужные комплектующие и т.д. Вместе с союзными Министерствами уничтожены 5000 отраслевых институтов. Промышленность осталась без науки.

Содержать все это в условиях периода (когда Россия уходила от советской системы хозяйствования к капиталистической) посчитали невыгодным. Гораздо проще и дешевле стало закупать необходимое за границей. А создавать свое заново – это очень сложно, затратно, и потому –нет желания!

Кроме того, финансовое положение промышленности сложное и почти безвыходное. Непрощенные в пандемию налоги и безумные проценты по кредитам еще больше снижают конкурентоспособность внутреннего производства. Поэтому и растет доля товаров, которые закупаются в Китае или Турции. Даже в тех случаях, когда конкретный отечественный товар превосходит по качеству импортный – например, он выполнен из более экологичных материалов, – люди выбирают тот, что дешевле, – хотя бы из соображений чистой экономии. И тут уже встает во весь рост проблема низких доходов, которая побуждает производителя ориентироваться на низкие цены.

Чтобы представить, насколько сильно «увязла» в импорте Россия, достаточно посмотреть на структуру импорта 2021 года: в прошлом году Россия закупила машин, оборудования на 47,26% от всего объема импорта России (в 2020 году – 44,35%) то есть, импорт увеличился!

Продукции химической промышленности – 19,06% (в 2020 году – 18,32%);

Продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 12,05% от всего объема импорта России (в 2020 году – 12,84%); Текстиля и обуви – 6,03%.

В прошлом году Россия закупила одежды на 9 млрд. долларов; обуви – на 3,6 млрд. долларов; фруктов – на 6 млрд. долларов; корнеплодов – на 1,8 млрд. долларов. В Советском Союзе все эти товары производились отечественными предприятиями, а если и закупалось что-то, то только для подсортировки!

Если проанализировать дефицит товаров отечественного производства, то картина более, чем пессимистичная. По сравнению с 1990 годом, не самым лучшим годом в экономике, сегодня Россия производит готовых тканей в 9 раз меньше, детской одежды в 5 раз меньше, металлорежущих станков – в 10 раз, комбайнов – в 10 раз, тракторов – в 20 раз меньше!

Еще более наглядный пример Росстата. В 2020 году Россия произвела станков металлорежущих 4 600, а купила 653 000 штук. Тракторов произвела 6 600, а купила 122 000 штук, грузовиков произвела 156 000, но купила 24 000 штук. И так по всей номенклатуре товаров, за исключением, разве что, легковых автомобилей, да и то, не каждый год!

Запрещение в 2022 году поставок России зарубежных товаров не было неожиданностью, их ограничение началось с 2014 года.

С 2014 года Россия продекларировала политику импортозамещения, однако политика – это только направление действий, а вот самих действий в этом направлении было осуществлено мало.

Всего на программу, за все время ее реализации, было выделено около 2 млрд руб., что несоизмеримо мало для такой важной цели, «однако нельзя сказать, что результаты всецело положительные», — отмечается в исследовании «Сделано в России». В чем удалось добиться импортозамещения?».

В сельском хозяйстве результаты продовольственного импортозамещения можно считать реальными. С 2013 по 2018 год импорт продуктов сократился на 31,2% до $29,8 млрд, и доля отечественной продукции на внутреннем рынке превзошла запланированные показатели по многим ключевым продуктам питания. В частности, по итогам 2021 года до 80-99% выросла доля отечественного зерна, сахара, масла, мяса и мясопродуктов.

К концу 2021 года доля импортных товаров в продовольственной рознице составила 25%, это на 4 процентных пункта ниже показателя, предшествующего коронакризисного года, однако выше по сравнению с 2016-2017 годами, когда доля импортных продуктов питания на российских прилавках составляла минимальные 23%. За последние же 8 лет реализации политики импортозамещения зависимость продуктового ритейла от зарубежных товаров снизилась на треть.

В совокупном товарообороте продовольствия максимальная доля импорта отмечается в Смоленской области, Магаданской области, Санкт-Петербурге, Рязанской области, Москве, Адыгее, Краснодарском крае, Камчатском крае, Приморском крае и Брянской области.

Минимум импортных продуктов реализуют предприятия, зарегистрированные в Крыму, Марий Эл, Оренбургской области, Тюменской области, Амурской области, Бурятии, Башкортостане, Пермском крае, Новгородской области и Белгородской области.

По 2014 год включительно доля импорта в российской продуктовой рознице в денежном выражении стабильно составляла около трети. Однако уже в 2015 году на фоне продуктового эмбарго доля зарубежного продовольствия снизилась на 6 п. п., до 28%, в 2016-2017 годах она опустилась до минимального значения в 23%, а в отдельные кварталы доходила до 21-22%.

Всего за восьмилетний период реализации политики импортозамещения доля зарубежных продуктов питания в российском продовольственном ритейле сократилась на треть.

Среди основных продуктов высокая доля импорта отмечается в сырах (32,5% в общих товарных ресурсах в натуральном выражении), животных маслах (29,5%), растительных маслах (17%), говядине и субпродуктах (27,6%). Незначительна доля импорта в свинине (около нуля - 0,2%), муке (1,1%), крупах (1,1%), колбасной продукции (1,3%), мясе птицы (4,7%) и в целом в мясной продукции (5,6%), кроме говядины. Но это вполне допустимо!

В совокупном российском импорте на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства приходится 11,5% в стоимостном выражении. Продовольствие является третьей по значимости статьей импорта России после машин, оборудования, транспорта и продукции химической промышленности.

Больше всего российские импортеры заказывают из-за рубежа фруктов и орехов (17% в товарной структуре импорта продовольствия в стоимостном выражении), напитков, включая алкогольные (9,9%), молочной продукции, яиц и меда (8,7%), семян и плодов (6,9%), жиров и масел (6,4%), рыбы и морепродуктов (6,3%).

Среди отдельных стран основная часть продовольствия поставляется в Россию из Белоруссии (13,5% в 2021 году в стоимостном выражении, в первую очередь мясная и молочная продукция) и Турции (5,5%, в основном фрукты и овощи), а также из Бразилии (4,7%), Эквадора (4,3%) и Китая (4,2%). На страны СНГ в целом приходится 20,6% импортных поставок, на страны Евросоюза - 22,4%, а на все государства, поддержавшие санкции против России, 28,7%.

В общем (оптовом) товарообороте продовольствия доля импорта ниже, чем в рознице. В среднем по 2021 году она составляла 14,6%. Региональные данные по доле реализованных импортных продуктов питания, напитков и табачных изделий предоставляют местные оптовики. Они отчитываются о выручке, полученной от продажи товаров другим предприятиям, в том числе организациям розничной торговли, которые впоследствии продают продукты конечным потребителям (при этом отдельные данные по доле импорта в рознице в региональном разрезе отсутствуют). Крайне существенное расхождение между регионами по доле импорта связано главным образом не с товарной структурой местного рынка, а с тем, что большая часть импортеров зарегистрирована в столице и приграничных территориях - часть завезенных товаров может оставаться в принимающем регионе, а другая направляется дальше по стране.

За последние 10 лет зависимость продуктовой розницы от импорта сократилась на треть – это доказала статистика и подтвердил ритейл!

Однако, ситуация в непродовольственном ритейле практически не поменялась – в нем доля импорта превышает 74%. По многим важнейшим потребительским товарам, таким, как одежда и обувь, лекарства, электроника, эта доля составляет две трети и выше.

Несмотря на заявленную политику импортозамещения, доля машин и оборудования в товарной структуре импорта практически не изменилась: по данным госстатистики, в 2013 году она составляла 48,6%, а в 2018-м – 47,3%, в 2020-м – 44,35, а в 2021-м – 47,26%. Все изменения объемов не связаны с производством.

Согласно опросу руководителей промышленных предприятий, который ежеквартально проводил Институт Гайдара, фактически замещением импорта машин и оборудования (в своих закупках) в 2015 году занимались 30% предприятий, а замещением сырья и материалов — 22%. Другими словами, они в той или иной степени закупали российские товары вместо зарубежных. К осени 2018 года доля таких предприятий (в обоих случаях) сократилась до 8-9%, после чего мониторинг был прекращен.

Картина зависимости отраслей экономики от импорта – нерадостная. Изделия металлические зависимы на 12%, изделия из резины и пластмассы – на 27%, бумага и изделия из бумаги – на 36%, продукты химии – на 45%, автотранспортные средства – на 47%, лекарственные средства и материалы зависимы на 70%, вычислительная техника и программное обеспечение – на 94%

Анализ импортозамещения в 2015-2018 годы показал, что масштабы импортозамещения были невелики, и с течением времени они стали затухать, говорится в материалах института. В декабре 2019 года поступила рекомендация Всемирного Банка прекратить импортозамещение, и оно окончательно угасло.

Кроме того, по итогам 2018 года Западная Европа сохранила лидерство как поставщик оборудования, а основными выгодоприобретателями российской политики импортозамещения стали Индия и Китай, на закупки у которых переключилась часть промышленности.

Основным препятствием на пути импортозамещения остается отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья. Второй проблемой импортозамещения является низкое качество отечественной продукции. Эти трудности, с которыми столкнулась политика импортозамещения, пока не преодолены.

С 2013 по 2018 год заметное импортозамещение произошло только в производстве мяса и мясопродуктов (доля импорта в добавленной стоимости сократилась на 15,4%), фармацевтической продукции (на 10,3%) и в металлургическом машиностроении (на 8,8%), говорится в опубликованных осенью 2019 года данных Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В меньшей степени (на несколько процентов) этот показатель сократился в растениеводстве, молочном производстве, в агрохимии и производстве оборудования для строительства и добычи полезных ископаемых.

Между тем, в некоторых сферах зависимость от импорта, наоборот, выросла. Больше всего — в переработке овощей и фруктов (на 12%) и производстве оборудования общего назначения (на 11,2%).

Средняя доля импорта на российском рынке товаров повседневного спроса в настоящее время составляет около 75%. Более того, разрыв логистических и товарных цепочек, вызванных пандемией коронавируса, даже привел к увеличению доли зарубежных товаров в российской непродовольственной рознице. Так, в 2020 году доля выросла до 75,8 с 73,5% в 2019 году.

Наиболее высока зависимость от импорта в сегменте автозапчастей – она составляет 95%. Доля импортных детских игр и игрушек достигает 92%, обуви – 87%. Импортное телекоммуникационное оборудование занимает 86% рынка. И эти показатели почти не менялись. Правда, несколько уменьшилась доля импорта в розничных продажах одежды – с 86,1% в 2017 году до 82% в первом полугодии 2021 года.

В начале 2015 года правительство РФ запретило государственным медицинским учреждениям закупать некоторые иностранные товары, в список тогда вошли 608 препаратов, среди которых только 282 производились в России.

В 2015-2016 годах при господдержке было выведено на рынок не менее 75 импортозамещающих медицинских изделий, при этом 36 из них вообще не выпускались прежде.

Летом 2019 года правительство расширило перечень запрещенных к закупке товаров еще 14-ю позициями, добавив в него аппараты ингаляционного наркоза и искусственной вентиляции легких, эндопротезы суставов конечностей и другие товары. Аналоги каждого из этих товаров «производятся в достаточном объеме не менее чем двумя российскими компаниями».

В последние годы некоторые импортные лекарства полностью исчезли с российского рынка.

При этом, их не только перестали закупать медучреждения, но и стало невозможно купить в частном порядке. Отечественные аналоги, которыми теперь пытаются лечить таких больных в больницах, не лечат. В целом, программу импортозамещения в медицинской сфере раскритиковала даже РПЦ.

В 2021 году Минздрав России отчитался о том, что работы по импортозамещению в сфере здравоохранения в России активизированы доля медицинских изделий отечественного производства составила 31% против 24,3% в 2018 году.

Чиновники Минздрава заявляют, что «Запуск производства лекарства — это длительный, сложный и дорогой процесс. Производителю, планирующему инвестировать в открытие нового производства, важно иметь определенные гарантии и уверенность в стабильном рынке и регулировании не только сегодня, но и на ближайшую перспективу». У нас же ситуация обратная – высокие риски и сложнопредсказуемые действия регуляторов снижают мотивацию развивать новые производства и приводят к фокусированию на дорогих препаратах с высокой доходностью.

Однако, чиновничество видимо забыло, как в 2020 году в мгновение ока была изобретена антиковидная вакцина и немедленно запущены в производство и вакцины, и перчатки, и маски, и антисептики! Только все это оказалось авантюрой! Следовательно, на авантюры наши чиновники способны, а на лекарства таланта не хватает.

В части импортозамещения прогресс в последние годы практически отсутствует», — говорится в материалах центра ВШЭ. Что касается экспорта, промышленникам удалось добиться определенных результатов, однако масштабы их экспорта «не слишком велики, чтобы быть макроэкономически значимыми».

По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), с 2016 по 2018 год доля предприятий, закупавших импортные машины, даже выросла с 32% до 38%. Кроме того, почти каждое пятое предприятие в 2018 году продолжало вводить в строй бывшие в употреблении импортные машины, оборудование и транспорт (другими словами — закупало их на внутреннем рынке).

Наличие новой иностранной техники заметно увеличилось в добывающем секторе (с 43% в 2017 до 55% в 2018 году). Причем соотношение произведенной техники и купленной поражает: в 2020 году тракторов произведено 6 600 штук, а закуплено 122 000, металлорежущих станков произведено – 4 600, а закуплено 653 000 штук.

В 2019 году 53% руководителей промышленных предприятий хотели продолжить увеличение доли зарубежных машин и оборудования, хотя в 2018 году таковых было 37%. Все эти данные говорят о невыразительности проводимых процессов импортозамещения.

По данным Росстата за 2020 год, доля иностранной продукции составляла почти 87% для кожаной обуви, 43,6% – для холодильников и морозильников, 19% – для стиральных машин. При этом, закуплено 653 000 металлорежущих станков, 122 000 тракторов, 43000 автопогрузчиков. В советское время мы все это делали сами.

Удивляет отношение правительства к импортозамещению в 2022 году, когда Запад практически прекратил поставки продукции в Россию. Вместо того, чтобы наращивать производство отечественной продукции, правительство переключило импорт на азиатские страны, лишь бы не делать самим! Изобрели параллельный импорт. Согласно данным Минпромторга, на середину августа объем параллельного импорта в денежном выражении составил 6,5 млрд долларов. При этом, к декабрю текущего года ожидается достижение показателей отметки в 15 млрд долларов.

Главным поставщиком азиатского импорта стал Китай. Согласно данным таможенной службы КНР, грузооборот между Россией и Китаем за первые семь месяцев 2022 года составил 97 млрд долларов, что на 24% выше показателей за аналогичный период 2021 года. На долю экспорта из Китая в Россию приходится 36 млрд долларов, а на долю импорта из России — 61 млрд долларов. Причем, в январе-июле 2021 года объем экспортируемых из КНР в Россию товаров в денежном выражении равнялся 34 млрд долларов (рост в этом году составил + 5,17%), а объем импорта из России — 41 млрд долларов (рост в этом году составил +49,86%). За семь месяцев текущего года Россия значительно нарастила объем поставок в КНР. Главным образом РФ поставляет в Китай нефть, газ и уголь. В то же время, из Китая идут только товары народного потребления, оборудование и технологии наши друзья из Китая пока не дают, остерегаются американских санкций.

Происходит странное импортозамещение. Вместо того, чтобы наращивать промышленный потенциал страны для производства необходимой продукции, идет расширение импорта и ликвидация отечественных предприятий, производящих эту продукцию.

Уже в 2017 году коэффициент ликвидации предприятий составил 135,3, в 2018 году – 154,8. В 2019 году прекратили свою деятельность 612 тысяч предприятий. В 2020 году в России сняты с регистрации около 533 тысяч организаций. Доля ушедших за последний год с рынка юридических лиц составила 18% от общего числа действующих в настоящее время, тогда как доля созданных не достигла и 8%.

Если в 2017 году в России было зарегистрировано 4,562 млн. организаций, то в июле 2021 года их осталось только 3,140 млн. предприятий, сокращение на полтора миллиона вызывает большую тревогу, но не у правительства. Эта тенденция продолжается. В первом полугодии 2022 года российская промышленность сократилась на 46 000 предприятий. Правда, были созданы 90 производств, замещающих технические товары, но не создано ни одного по производству товаров народного потребления.

В планах правительства – грандиозные стройки: скоростные автомобильные дороги, мосты, вторя очередь БАМа, строительство грузовых судов, в том числе строительство 18 крупнейших предприятий по добыче полезных ископаемых, и 2-х судостроительных заводов по строительству судов для перевозки жидкого газа. Необходимо отметить, что все старания правительства направлены на добычу и скорейший вывоз сырья из России. Они торопятся, как будто боятся не успеть вывезти все, что можно!

Если нельзя гнать углеводороды по трубам, то будут возить судами и цистернами, лишь бы лишить Россию и нефти, и газа!

Сегодня – то время, когда необходимо отказываться от нефтяной иглы и вплотную заниматься реальным сектором экономики. Структурная перестройка экономики, о которой много говорили, но не делали ни одного шага, назрела и ее необходимо осуществить в кратчайшие сроки.

Российская Федерация – государство, образованное Советским Союзом с плановой экономикой и общественной собственностью на средства производства, чисто психологически не могло быть преобразовано в буржуазное государство с частной собственностью на средства производства без плановых рычагов управления. Идеологи перестройки знали об этом, но их цель была не сохранить и приумножить, а разрушить промышленную мощь СССР.

Начиная с 1992 года, России была навязана другая модель экономики –только рыночная, на основе прогнозов и невмешательства государства в экономику. Девиз «Рынок сам расставит все по своим местам» стал государственной политикой на 30 лет. Трагические результаты этого заблуждения известны.

Теперь можно уверенно заявить, что рынка в России нет, плановых рычагов нет, собственность захвачена иностранцами, а под видом международных организаций осуществляется диктат США во всех сферах народного хозяйства.

Вопреки расхожему мифу о планово-рыночной экономике, необходимо констатировать, что любая современная экономика всегда рыночная и всегда плановая! Здесь следует разделять функциональную особенность обеих составляющих. В экономике план необходим для производства, рынок – для потребления. Обе функции экономики уравновешивают друг друга, способствуют балансу производства и потребления, не допускают кризисных ситуаций.

Главным примером такой экономики был Советский Союз. Его экономика была всегда сбалансирована, инфляции не было, рост экономики был значительный. Что касается дефицита, то его надо считать не только по наличию товаров на прилавках магазинов. В большей мере его необходимо учитывать в объемах потребления гражданами. Прилавки магазинов – это буржуазная показуха, изобилие на прилавках и пустые желудки граждан – вот цена буржуазному изобилию. Сегодня в России именно так!

Нынешнее положение России, скатившейся с 8% в мировой экономике до 3,3% не устраивает никого. Необходима структурная перестройка экономики.

Структурная перестройка экономики России

Необходимо проанализировать ВВП экономики России. Он в 7 раз меньше, чем в Китае, в 5,6 раза меньше США, в 2,5 раза меньше, чем в Индии.

Если посмотреть на структуру ВВП экономики России, то можно убедиться, что она нуждается в изменении. Первое – это слишком велика добыча полезных ископаемых, которые относятся к не возобновляемым ресурсам. Запасы нефти, газа и других полезных ископаемых велики, но они исчерпаемы и надо беречь их для будущих поколений.

Обрабатывающие производства занимают небольшую долю в ВВП, всего 16,1%, при этом, на машиностроение приходится 12% и 4,1% – на товары народного потребления. В СССР машиностроение занимало 75,3% промышленного производства и 24,7% – потребительские товары. Отставание убийственное!

При этом, ни для кого не секрет сегодняшняя сырьевая направленность экономики РФ. Нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли создают около 28-30% ВВП, а весь машиностроительный комплекс – только около 3% ВВП. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет менее 20%, тогда как в экономически развитых странах эта доля достигает 35-50% (доля машиностроительного производства в СССР в 1990 году была 40%). Пороговым, с точки зрения экономической безопасности, является уровень в 30%. Кстати, доля машиностроения в промышленном производстве Китая – 40%, США – 46, Германии – 54%.

Понятие «структурная перестройка экономики» означает замену существующей структуры на новую, и реформирование имеющихся экономических отношений. Необходимость такой перестройки вызвана неэффективностью прежних методов регулирования экономическими процессами. С целью структурной перестройки экономики государство принимает целевые программы, совершенствует действующее законодательство, предоставляет налоговые льготы, льготные кредиты хозяйствующим субъектам. Известно, что целью таких преобразований является обеспечение сбалансированности экономики, достижение экономического роста. Одной из важнейших структур экономики является ее отраслевая структура. В данном случае, говоря о структурной перестройке экономики, понимают совокупность мер, направленных на преобразование отраслей экономики и изменение соотношения их доли в создании валового внутреннего продукта.

Анализ структуры ВВП 2021 года подтверждает необходимость структурной перестройки экономики страны, для этого предлагаются ориентиры долевого участия отраслей народного хозяйства в объемах ВВП:

Структура валового внутреннего продукта по отраслям экономики в текущих ценах, в % к итогу

Показатели 2021 г. Ориентиры структурной перестройки экономики
Валовой внутренний продукт в основных ценах 100  
в том числе:    
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 4,2 5,0
добыча полезных ископаемых 12, 8 6,0
обрабатывающие производства 16, 1 25,0
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 2,4 2,6
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 0,6 0,8
строительство 5,1 7,1
торговля оптовая и розничная;
ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
13,0 9,0
транспортировка и хранение 6,0 8,0
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 0,8 0,8
деятельность в области информации и связи 2, 7 2,7
деятельность финансовая и страховая 4,6 3,2
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 9,9 7,0
деятельность профессиональная, научная и техническая 4, 4 5,1
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 1,9 1,8
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 7,1 5,0
образование 3,2 4,4
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 3,4 4,5
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга. 0,9 1,1
предоставление прочих видов услуг 0,5 0,5
деятельность домашних хозяйств как работодателей;
недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления
0,4 0,4

Ориентиры направлены на развитие тех отраслей, которые занимают место в объеме ВВП ниже рекомендованного уровня, при этом надо рассматривать эти рекомендации, как принципиальное решение проблемы развития экономики на основе мирового опыта.

Мировой опыт, а главное, события, происходящие в России и мире в настоящее время, свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти.

Основные цели воздействия государства на производственно-хозяйственную деятельность предприятий:

  • достижение наиболее полного удовлетворения потребительского спроса на внутреннем рынке России за счет производства товаров собственного производства;

  • достижение объемов импорта товаров до уровня не более 10% от потребности на внутреннем рынке страны;

  • эффективная научно- техническая, промышленная и социальная политика, проводимая государственными структурами.

Основные принципы государственного регулирования экономики:

  • планирование производства продукции, замещающей импорт на основе создания дополнительных мощностей для реализации этой цели;

  • государственный заказ, как основа импортонезависимости внутреннего рынка России в современных условиях;

  • оптимизация налогообложения, упразднение избыточных налогов и сборов, штрафов и пеней, предоставление налоговых льгот, каникул и других преференций, с целью снижения стоимости произведенной продукции.

  • национализация базовых отраслей экономики: нефтегазового сектора, энергетики, железнодорожного хозяйства, зерновой компании, системных банков;

  • установление государством экономических регуляторов и нормативов для развития экономических процессов.

Основные формы воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятий:

  • поддержание и регулирование путем предоставления государственных инвестиций для развития производства;

  • стимулирование производства товаров путем снижения налогового бремени, усовершенствования таможенного и налогового законодательства.

  • создание условий для предоставления банковских инвестиционных кредитов с низкой процентной ставкой на долгосрочной основе;

  • строительство государственных предприятий в тех отраслях, где наименее активен частный бизнес, производственная деятельность которого не удовлетворяет потребности рынка;

  • установление государственного контроля над балансом производства средств производства и производством товаров народного потребления;

  • лишение предприятий и организаций, расположенных на территории России, но зарегистрированных за рубежом права на предоставление льгот, предусмотренных российским законодательством. Договоры «О двойном налогообложении» с государствами-резидентами этих предприятий расторгнуть;

  • с 1 января 2025 года регистрация российских предприятий и организаций (кроме представительств) в зарубежных юрисдикциях запрещается;

  • иностранные инвесторы не вправе иметь более 25% акций российских предприятий и организаций. Государственные предприятия и организации независимо от организационно-правовой формы не вправе использовать денежные средства и имущество иностранных инвесторов;

  • с 1 января 2026 года отменяется право иностранных инвесторов приобретать акции российских предприятий. Иностранные инвестиции применяются исключительно для создания совместных предприятий.

Критерии экономической безопасности

Доктрина продовольственной безопасности 2010 — 2020 годы

Как отмечается в тексте документа, «стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее — рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией её достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов».

Согласно Доктрине, Россия должна обеспечивать за счет собственного производства определенную долю внутренних потребностей в продовольственной продукции:

  • не менее 95 % зерна. Согласно статистическим данным, в 2022 году было произведено 98 млн тонн пшеницы при ежегодном потреблении порядка 65 млн тон: внутренняя потребность в пшенице была покрыта на 150 %;

  • не менее 80 % сахара (5,7 млн тонн при ежегодном потреблении в 5,7-5,75 млн тонн; показатель 2014 года — 97-98 %);

  • не менее 85 % растительного масла (5,1 млн тонн при ежегодном потреблении в 2,6 млн тонн; 196 %);

  • не менее 85 % мяса и мясопродуктов (10,8 млн тонн при ежегодном потреблении порядка 10 млн тонн; 100,1 %);

  • не менее 90 % молока и молочных продуктов (30,6 млн тонн при ежегодном потреблении порядка 40 млн тонн; 77 %);

  • не менее 80 % рыбной продукции (4,3 млн тонн при ежегодном потреблении порядка 3,1 млн тонн; 138,7 %);

  • не менее 95 % картофеля (7,15 млн тонн в 2021 г. при ежегодном потреблении около 7,5 млн тонн; 99 %);

  • не менее 85 % пищевой соли (2,8 млн тонн при ежегодном потреблении порядка 1,5 млн тонн; 186%).

В январе 2018 года, по инициативе Минсельхоза, Доктрина была расширена: в нее впервые внесли норматив производства отечественных фруктов, овощей; увеличена доля масла, сахара и рыбы отечественного производства.

Показатели финансовой безопасности

Финансовая безопасность - важнейшая составляющая экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Финансовая безопасность - это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается:

  1. гарантированная защита национальных экономических интересов,

  2. гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовой отношений и процессов в государстве,

  3. готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов,

  4. поддержка социально - политической стабильности общества, а также формируются необходимые и достаточные экономический потенциал, и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности.

На федеральном уровне в качестве пороговых значений финансовой безопасности выступают группы пороговых значений, разработанных на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы, утвержденные на уровне Правительства РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, отраслевыми министерствами.

Показатели финансовой устойчивости целесообразно разделить на две группы:

  • измеримые в количественном выражении, обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о критическом характере угрозы либо о потере финансовой устойчивости;

  • характеризующие качественные условия и ограничения, которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.

Финансовые показатели экономической безопасности

Показатель устойчивости Параметр, индикатор устойчивости Пороговые значения
1 2 3
1. Уровень дефицита бюджета (федерального, бюджетной системы) Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в процентах к доходной части бюджета До 20% в течение одного года
До 10% в течение нескольких 3 лет.
2. Стабильность цен Годовой уровень инфляции (роста цен на товары и услуги) в процентах Не более 30% в течение года
Не более 20% в течение 10 лет подряд
3. Золотовалютный запас страны Наличие золотовалютного резерва, способного подавить всплески курса иностранных валют, непредвиденные государственные расходы, требования по возврату долгов. Величина резерва измеряется в процентах от государственного бюджета и ВВП. Не ниже 40% консолидированного государственного бюджета
Не ниже 20% валового внутреннего продукта
Не ниже 25% денежной массы, находящейся в обращении
4. Внешний долг страны (государственный и корпоративный) Реальная способность вернуть долг вовремя, реструктуризировать долг, возместить долг за счет имеющихся активов или заимствований. Измеряется величиной долга в процентах к ВВП, бюджету или к ликвидной части национального богатства Не более 40% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет
Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года Не более 5% национального богатства
5.Государственный внутренний долг Реальная способность вернуть долг, реструктуризировать его, покрыть выпуском гарантированных государственных ценных бумаг либо возместить долг за счет элементов национального богатства. золотовалютного запаса Не более 50% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет
Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года
6. Дефицит платежного баланса Превышение импорта над экспортом, внешних платежей над внешними поступлениями, в процентах к величине баланса Не более 50% в течение одного года Не более 20% в течение нескольких лет.

Индикаторы экономической безопасности государства

Индикатор Пороговые значения Реальные значения
1 2 3
1. Объем ВВП:
в целом от среднего по «семерке»
на душу населения
на душу населения от среднемирового
75%
50%
100%
 
68%
62%
+ в 2,6 раз
2. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70% 33%
3. Доля в промышленном производстве машиностроения 20% 6%
4. Инвестиции, % к ВВП 25% 21%
5. Расходы НИОКР, % ВВП 2% 1,1%
6. Доля новых видов продукции в машиностроении 6% 2%
7. Доля в населении людей с доходами ниже прожиточного минимума 7% 10,9%
8. Продолжительность жизни 70 лет 70,6
9. Дифференциация доходов 8 раз 15 раз
10.Уровень преступности (кол-во на 100 тыс. населения) 5 тыс. 1,3 тыс.
11. Уровень безработицы 7% 4,8%
12. Уровень инфляции 20% 12%
13. Объем внутреннего долга, % ВВП 30% 15,6%
14. Текущая потребность в обслуживании внутреннего долга, % доходов бюджета 25% 5,2%
15. Объем внешнего долга, % ВВП 25% 3,8%
16. Доля внешних заимствований в покрытии бюджетного дефицита 30% 47%
17. Дефицит бюджета, % ВВП 5% 3,8% (2020 г.)
18. Доля импорта во внутреннем потреблении, всего 30% 20,6%
19. Дифференциация субъектов федерации по прожиточному минимуму 1,5 раза 2,7 раза

Реперные точки экономической безопасности России дают понимание того, что ниже рекомендованных величин экономических показателей в промышленности, финансах и сельском хозяйстве стране грозит утрата самостоятельности и независимости.

Чтобы этого не допустить, необходимо, чтобы Россия производила товаров и услуг в достаточном объеме для удовлетворения потребностей населения страны и лишь небольшую часть, менее 10% от потребности можно закупать за рубежом для разнообразия и расширения ассортимента. А для этого необходимо развивать отрасли народного хозяйства в пропорциях, необходимых для удовлетворения потребительского спроса, как экономики, так и населения страны! Но это возможно только при условии планирования производства.

* * *

Проект
РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Денонсировать международные договоры и выйти из состава международных организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка реконструкции и развития, Всемирной торговой организации, Всемирной организации здравоохранения.

  • Выступить инициатором структурной перестройки экономики России от сырьевой направленности, к перерабатывающей.

  • Центральный банк подчинить Президенту РФ и придать ему статус казенного учреждения.

  • Вернуть в Россию 30 млрд. долларов из резервов МВФ, опасность утраты которых не утратила своей актуальности.

  • Национализировать системные банки России. Не системные банки и микрофинансовые организации поэтапно ликвидировать.

ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Совместно с Правительством РФ разработать и принять доктрину экономической безопасности.

  • Совместно с Правительством РФ разработать и принять доктрину финансовой безопасности.

  • Принять предложение фракции КПРФ и принять бюджет развития в соответствии с предложенными параметрами и источниками доходов.

  • Подготовить нормативную базу для осуществления структурной перестройки экономики.

  • Принять федеральный закон о предельно допустимых ценах на товары первой необходимости и государственном регулировании ценообразования.

  • Принять федеральный закон о бесплатном питании старших школьников и студентов профессионально-технических училищ.

ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Осуществить структурную перестройку экономики Российской Федерации с целью осуществления приоритетных программ реального сектора экономики, направленных на замещение импорта и производство высокотехнологичного оборудования.

  2. Разработать План социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 – 2028 г. г., предусматривающий производство промышленной и сельскохозяйственной продукции на уровне статистических данных 1990 года.

  3. План социально-экономического развития должен содержать программу производства средств производства и программу производства товаров народного потребления.

  4. Принять долгосрочную программу развития малого и среднего бизнеса. Налоги и обязательные платежи для этой категории хозяйств не должны превышать 20% в цене продукции.

  5. В условиях рецессии в экономике принять меры по оказанию государственной помощи отраслям машиностроения, приборостроения, деревообработки, фармацевтики и станкостроения. Гарантировать первоочередное поступление государственных инвестиций в эти отрасли.

  6. Принять экстренные меры по оказанию государственной помощи лесной и легкой промышленности, обеспечивающей быструю отдачу средств и замещение импорта товаров для населения.

  7. Бюджетное финансирование национальной экономики, а именно ее реального сектора установить не менее 6 триллионов рублей в год.

  8. Государственные инвестиционные кредиты и другие формы финансовой помощи предоставлять предприятиям на условиях договора под конкретные программы, обязательным условием договора должен быть государственный контроль над ценами и ценообразованием производимой продукции.

  9. Объявить налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса с учетом его социальной значимости. «Заморозить» рост арендной платы за нежилые помещения для его предприятий.

  10. Обеспечить льготное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, производящих товары для населения, продукты питания и лекарства. Способствовать импортозамещению товаров и снижению потребности в иностранной валюте.

  11. Оказать особую поддержку отечественной фармацевтической промышленности как фактору обеспечения безопасности населения.

  12. Возродить транспортное машиностроение, в первую очередь морское и речное судостроение, авиапром как для производства дальнемагистральных, так и для ближнемагистральных самолетов. Восстановить все заброшенные аэродромы. Восстановить межрегиональные маршруты авиационного и речного транспорта.

  13. Восстановить производство дорожной техники на машиностроительных предприятиях России. Особое внимание уделить развитию транспортной инфраструктуры, в районах Дальнего Востока и Сибири.

  14. Восстановить единую энергетическую систему страны и обеспечить государственный контроль над ней.

  15. Принять доктрину финансовой безопасности.

  16. Принять доктрину экономической безопасности.

В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

  1. Программу импортозамещения необходимо трансформировать в государственную программу развития сельского хозяйства, задачами которой должны стать:

  2. Возрождение российского села путем строительства крупных агрокомплексов и агрогородков со всей социальной и производственной инфраструктурой.

  3. Разработка программы всероссийской системы хранения сельхозпродукции в зимний период на основе передового опыта в этой сфере.

  4. Разработка программы оказания государственной финансовой помощи гражданам, занимающимся сельскохозяйственным производством без образования юридического лица.

  5. Восстановление в полном объеме сельхозмашиностроения.

  6. Изъятие в государственную собственность земель сельскохозяйственного назначения, которые более 3 лет не используются собственниками по назначению.

  7. Упразднение спекулятивно-посреднических звеньев между производителями и сбытовыми организациями

  8. Установление моратория на банкротство сельскохозяйственных предприятий. Жестко карать за преднамеренное и фиктивное банкротство организаторов этих процедур.

  9. Государственную финансовую поддержку осуществлять в объеме 10% расходной части бюджета, при паритете закупочных цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  • Отменить налоги, которые делают российскую продукцию неконкурентоспособной. В частности, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю и недвижимое имущество с кадастровой стоимости.

  • Возместить выпадающие доходы отменой бюджетного правила, профицита бюджета, восстановлением 30 процентной вывозной пошлины на нефтегазовые ресурсы.

  • Вернуть 50% инвестиционную льготу по налогу на прибыль для стимулирования инвестиционных процессов в России.

  • Отменить возврат НДС экспортерам нефтегазовых ресурсов.

В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

  • Восстановить образовательную систему в полном объеме по данным на 1 января 1990 года. Обратить в государственную собственность и муниципальную собственность помещения учреждений народного образования, незаконно приватизированные в период массовой приватизации. Отменить платное образование на всех уровнях системы народного образования. Восстановить систему оплаты труда работников народного образования имевшуюся на 1 января 1988 года. Установить стипендии студентам и аспирантам в размере не ниже минимальной оплаты труда. Упразднить ЕГЭ, восстановив классическую систему образования в средней школе. Восстановить профессионально-техническое образование до уровня 1990 года.

  • Законодательно установить единую государственную политику народного образования. Финансирование этой отрасли должно осуществляться только из федерального бюджета.

  • Восстановить в учебных заведениях патриотическое воспитание студентов и школьников на основе подлинных исторических событий героизма российского народа, его самоотверженной борьбы за независимость и процветание Родины.

  • Возродить отраслевую науку, привлечь к решению этой задачи представителей научных центров министерства и ведомства.

  • Расширить спектр фундаментальных и прикладных научных исследований и формирование перспективных планов НИР на основе приоритетных направлений развития науки и техники;

  • Ввести ответственность заказчиков НИОКР, выполняемых за счет средств бюджетов, за эффективное использование законченных НИР

ЦЕНТРАЛЬНОМУ БАНКУ РОССИИ

  • Выйти с предложением наложить запрет на участие иностранного капитала в банковской системе России вывести иностранный капитал из банковской системы Российской Федерации;

  • Выйти с предложением наложить запрет на участие иностранного капитала в страховом рынке России, вывести иностранный капитал из страхового рынка;

  • Отменить положения закона «О валютном регулировании и валютном контроле», позволяющие вывозить из России золото, хлеб, металлы без возврата в страну выручки от продажи.

  • Остановить вывоз капитала из России. Установить полный валютный контроль.

  • Установить государственное регулирование размера процентных ставок по кредитам. Установить полный валютный контроль.

  • Ввести целевую продажу предприятиям валютных средств по льготному курсу для приобретения новейшей техники и технологий.

  • Установить размер золотовалютных резервов на уровне стоимости трехмесячного импорта России. Остальные финансовые накопления направить на кредитование и развитие экономики.

  • Произвести поэтапное замещение иностранных кредитов на отечественные.

  • Определить два уполномоченных государственных банка для промышленности и сельского хозяйства, посредством которых осуществлять государственную финансовую помощь этим отраслям народного хозяйства.

Рекомендации приняты
На парламентских слушаниях
24 ноября 2022 года