Н.В. АРЕФЬЕВ. БЮДЖЕТНЫЕ ГАДАНИЯ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ

Н.В. Арефьев, Председатель ЦС ООО «Дети войны»

Сегодня доля России в мировом ВВП составляет всего 1,9%, США – 22%, Китая - 14%.

Положение усугубляется внешними экономическими санкциями, волатильностью рынков, нестабильностью курса валют и карантинными мерами, которые разрушительно действуют на экономику страны.

Бюджет на 2021 год сверстан в июне месяце и не скорректирован на реальное положение в экономике в октябре 2020 года.

Снижение ВВП по итогам 2020 года правительством оценивается на уровне минус 3,9%, однако это слишком оптимистичный прогноз, ЦБ и ВШЭ прогнозируют падение на уроне 6%.

За 9 месяцев текущего года прекратили свое существование 374 056 предприятий малого и среднего бизнеса. Утратили работу 409 699 работников этих предприятий. Закрытие предприятий не останавливается и продолжается со скоростью 14 000 единиц в неделю.

Опрос предпринимателей выявляет такие перспективы для малого и среднего бизнеса: 27% предпринимателей заявили о способности продолжать работу в условиях коронавируса. 20% - надеются быть на плаву не более 3 месяцев. 16% - выдержат не более 6 месяцев, а 30% готовы продержаться не более 30 дней.

В 2020 году 774 млн. рублей выдано кредитов малому и среднему бизнесу по ставке 8,5%, сейчас рассматривается вопрос о снижении ставки до 7%. Но все это кредиты, а не помощь, как сделано на Западе и бизнес от таких щедрот не восстановится! По расчетам агентств и ТПП малый и средний бизнес уйдет на 1 триллион рублей в минус!

При всем хорошем, восстановление оборотов бизнеса займет не менее 3 лет!

Правительство полагает, что восстановление экономики будет сопровождаться улучшением ситуации на рынке труда. К концу 2021 года численность занятых (по методологии МОТ) достигнет докризисного уровня 2019 года (в среднем за год – 71,7 млн чел.). По итогам 2021 года уровень безработицы составит 5,2%. Инвестиционная активность перейдет в фазу восстановления (3,9%, 5,3% и 5,1% в 2021-2023 годах соответственно), причем реализация инфраструктурных проектов с государственным участием обеспечит значительное увеличение вклада инвестиций в экономический рост.

В среднесрочной перспективе темпы роста ВВП постепенно стабилизируются на уровне 3,0% – 3,4%. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать реализация национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития.

Однако на реализацию национальных проектов ассигнования сокращаются, относительно заявленных объемов в Федеральном законе 380-ФЗ и составят в 2021 году - 91,4%, в 2022 году – 87,5%, в 2023 году – увеличатся на 10,2% относительно паспорта. Очевидно, что пойдет замедление реализации нацпроектов.

Кроме того, санкционная война, слабый рубль, сокращение инвестиционных программ привели к оттоку капитала из России. Вывоз капитала в 2020 году удвоится и по прогнозу ЦБ составит 53 млрд. долларов, в 2021 году – 35 млрд. дол. Все это пагубно отразится на экономике страны и не дает никаких оснований предполагать восстановление рынка труда в 2021 году до уровня февраля 2020 года.

Более того, правительство полагает, что в 2022 году дополнительный вклад в ускорение инвестиций внесет окончание сделки ОПЕК+: увеличение объемов добычи нефти будет способствовать размораживанию инвестиций компаний, добывающих нефть и газ.

Однако нельзя не учитывать, что на российской экономике отражается и общемировая тенденция спада. Мировая торговля снижает обороты на 7-9% по году. А это означает, что сократится потребление энергоресурсов и в сфере производства и в сфере транспортировки. Надеяться на повышение нефтяных цен нет оснований, тем более, что эти цены имеют тенденцию к снижению уже сейчас, в октябре. Нефтегазовые доходы России за 9 месяцев снизились на 36% и падение продолжается.

Однако все эти предпосылки никак не отражены в доходах бюджета. Доходная часть федерального бюджета в объеме ВВП уменьшится с 18,3% в 2020 году до 16,8% в 2023 году.

Седьмой год продолжается падение уровня жизни населения. Средняя номинальная зарплата работников в сентябре составила 47 649 рублей, что соответствует уровню декабря 2016года. Реальные располагаемые доходы населения сократились на 4,3%, а это нищета!

В условиях снижения экономической активности в 2020 году правительство ожидает сокращение реальных располагаемых доходов населения (-3,0%) в основном вследствие снижения доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Но скорее всего эти расчеты относятся к периоду июня месяца. В октябре такая тенденция уже не просматривается. Предполагается, что динамика реальных заработных плат замедлится, но останется в положительной области (+1,5% после +4,8% в 2019 году), что весьма сомнительно.

Вследствие сдержанной потребительской активности во время эпидемиологических ограничений в целом за год оборот розничной торговли сократится на 4,2%, платные услуги населению – на 10,3%. Сдержанная потребительская активность будет также оказывать сдерживающее влияние на динамику цен – по итогам 2020 года рост показателя оценивается на уровне 3,8%. Ограничительные меры и общая неопределенность негативно отразятся и на инвестиционных планах российских компаний – в 2020 году снижение инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 6,6%.

Доходы федерального бюджета спрогнозированы на уровне меньшем, чем в 2019 году (20,1 трлн. руб.). На уровень 20.6 трлн. рублей бюджет выйдет лишь 2022 году.

Дефицит бюджета будет сохраняться все 4 года с 4,7 трлн. рублей в 2020 году до 1,4 трлн. рублей в 2023 году.

Дефицит бюджета будет перекрываться не Фондом национального благосостояния, а заимствованиями. Фактически весь дефицит будет компенсирован заемными средствами, а из фонда возьмут в 2020 году – 342 млрд. рублей, в 2021 году - 95 млрд., 2022-23 годах по 3,8 млрд. рублей.

Гос. заимствования составят в 2020 году - 4,4 трлн. рублей, в 2021 году – 2,9 трлн. руб., в 2022 году – 2,09 трлн. руб., в 2023 году – 2,3 трлн. руб., а общий государственный долг вырастет с 20,3 трлн. рублей в 2020 году до 28,4 трлн. рублей в 2023 году.

ФНБ - кубышка, которую копили на черный день, так и остается закрытой и к концу 2023 года вырастет до 13,47 трлн. рублей. (В 2020 году было 7,77 трлн. руб.)

За счет чего будут расти доходы федерального бюджета? Прежде всего, за счет налогового маневра. Вывозные пошлины сократят с 1,07 трлн. рублей в 2020 году до 973 млрд рублей в 2023 году, зато НДПИ вырастет почти в 2 раза с 3,8 трлн. рублей в 2020 году до 6,04 трлн. рублей в 2023 году. Эти деньги будут изъяты из кошельков граждан и бизнеса. О каком же развитии можно в таком случае говорить? Таким образом, обязанность наполнять бюджет переложена с нефтегазовой олигархии на народ.

Ненефтегазовые доходы в 2020-2021 годах остаются на уровне 12,7 трлн. рублей, в 2022 – 13,75 трлн. руб., в 2023 году – 14,77 трлн. руб. Увеличиваются налоги, акцизы и сборы:

Все это будет разогревать инфляционные процессы, которые будут гаситься понижением потребительского спроса за счет увеличения налоговой нагрузки, которая ляжет на цены.

В то же время сырьевая олигархия получает преференции на добычу сырья, получает обратный акциз на этан и сжиженый газ и освобождается от уплаты вывозных экспортных пошлин. Вывоз капитала будет расти.

Регионы будут задыхаться от безденежья. При дефиците 2,3 трлн. рублей, трансферты из федерального бюджета составят меньше триллиона рублей по всем годам трехлетки.

Что делать?

  1. Малый бизнес дает 20% ВВП. Если правительство хочет его восстановить, нужно реально компенсировать все его потери, прекратить банкротство, продлить отсрочку платежей по налогам и кредитам. Кроме того, необходимо создать все условия для его бесперебойной работы и прекратить его ликвидацию.

  2. Не запрещать работу предприятий из-за пандемии.

  3. Чтобы восстановить инвестиционную активность, необходимо не сокращать ассигнования на инфраструктурные проекты и нацпроекты, а наоборот увеличивать, и денежные средства для этого есть.

  4. Фонд национального благосостояния необходимо эффективно и в полной мере использовать. Тезис: «сегодня проедим, а завтра что будем есть?» не для нынешнего случая. Восстановление экономики требует срочных денежных вливаний, завтра может оказаться уже поздно. Но ФНБ до сих пор не использовали – это преступление.

  5. В ближайшей перспективе нефтегазовые доходы уже не будут играть решающей роли. Необходимо переходить на товарное производство, импортозамещение, обеспечивать, прежде всего, страну всем необходимым, для импорта валюты будет не достаточно.

  6. Если серьезно объявить о второй индустриализации и наметить план строительства высокотехнологичных производств, в страну потянуться иностранные инвестиции, даже в условиях санкций. В то же время прекратится отток капитала.

  7. Упразднить налоговый маневр, профицит, бюджетное правило. Все бюджетные средства должны быть подчинены одной цели – восстановлению экономики и никакой экономии! Установить мораторий на повышение налогов и обязательных платежей.

Н.В. Арефьев
Председатель ЦС ООО «Дети войны»,
Первый зам. Председателя Комитета ГД
по экономической политике,
промышленности, инновационному
развитию и предпринимательству,
Секретарь ЦК КПРФ

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»