«РУССКИЕ НАРУШИЛИ ЗАКОНЫ ВОЙНЫ». КАК В ГЕРМАНИИ КОММЕНТИРУЮТ МАРШ ПЛЕННЫХ НЕМЦЕВ 17 ИЮЛЯ 1944 ГОДА

b_320_320_16777215_0_0_images_news_2014_07_19001.jpg

70 лет назад, 17 июля 1944 года десятки тысяч немецких военнопленных прошли по улицам Москвы. В СССР к «шествию побежденных» относились, как к политически важной акции Сталина. Но что об этом думают современные немцы?

Шанс на спасение

Влиятельная немецкая ежедневная газета Die Welt, которая пользуется популярностью у представителей немецкой бизнес-элиты, накануне 17 июля напомнила о событиях, которые произошли 70 лет назад.

«Советский диктатор Сталин показал миру результаты своего белорусского блицкрига. Около 55 тысяч измученных пленных немецких солдат прошли по улицам Москвы, - пишет исполнительный директор Die Welt Бертольд Зеевельд (Berthold Seewald). – Их сопровождали красноармейцы со штыками и конные казаки. Были попытки нападения на пленных, которые предотвратили конвоиры». Далее Die Welt приводит слова немецкого историка Карл-Хайнц Фризера о том, что это публичный показ противоречил законам войны. Но при этом Фризер как-то забыл сказать, что во-первых, во время еще Первой мировой войны, в 1914 году, сами немцы провели по Кенигсбергу пленных солдат армии генерала Самсонова. А во-вторых - и это главное, «парад побежденных» спас жизнь большинству его участников. Дело в том, что шанс у германских солдат выжить на фронте летом 1944 года был мизерный. В ходе операции «Багратион» вермахт потерял убитыми и попавшими в плен около 400 тысяч солдат и офицеров. Историки говорят, что это больше, чем в Сталинградской битве.

Пленники из Крыма и Белоруссии

Журнал Spiegel также связывает шествие пленных немцев с катастрофическим положением вермахта в русской кампании 1944 года. Издание ссылается на немецких военных историков, которые утверждают, что унижение немцев в Москве началось с Крымской операции в апреле и мае 1944 года.

Гитлер считал Крым неприступным «последним бастионом готов», пишет Spiegel. Но полуостров был взят в считанные дни. Гитлер был убежден, что 50-тысячная группировка вермахта сможет вечно защищать Севастополь. «Русские в 1941-1942 году удерживали этот город 250 дней в гораздо худших условиях, чем имеются у немецких солдат в мае 1944 года, - говорил Адольф Гитлер, - значит, и у вермахта есть все шансы повторить «Севастопольскую Легенду». Журнал Spiegel считает, что разгром немцев связан с потерей боевого духа, а также со слабостью румын. После Крыма последовала операция «Багратион», а затем и унижение немцев в Москве.

Таким образом, участники «парада побежденных» в основном составляли солдаты 17-й армии и 4-й армии вермахта.

«Шествие 57 тысяч немцев по улицам Москвы имело незабываемое зрелище, - пишет Spiegel. – Во главе шли высокие должностные лица. Многие солдаты страдали от диареи, поскольку были накормлены после нескольких дней голодания. За ними ехали поливальные машины. Особенно было удивительно, как вели себя москвичи на обочине улиц. Мальчишки и подростки свистели и бросали в немцев камнями. Мужчины смотрели мрачно. Но многие женщины, особенно старые, были полны сострадания. У некоторых были даже слезы на глазах, когда они увидели этих несчастных «фрицев». Один из участников того «парада» вспоминал: «Я слышал, как старуха бормотала: «Такие же, как наши бедные дети ... И кто же погнал их на войну».

Из воспоминаний немецких солдат

«В Москве мы все испытывали смешанные чувства. Это всё равно, что после триумфа упасть на самое дно, - вспоминает немецкий ефрейтор Карл Хофман. – Но самым главным чувством было всеобщее оцепенение. Даже голод притупился, хотелось только пить. Разговаривали мало и тихо. Какой-то парень, в одних кальсонах, задавался вопросом, почему наша авиация не прикрыла мост через реку Березино. Всего один русский штурмовик разрушил его, и огромный обоз из трех колон остановился. Пришлось взрывать наши танки и машины. Когда пришли русские, всюду лежали изуродованные тела наших товарищей и убитых полуголых русских женщин. Мне почему-то вспомнилось, что солдаты Красной Армии искали среди нас русских добровольцев и сразу же их расстреливали. Они ненавидели их во много раз сильнее, чем нас. Как ни странно, но нам повезло, что мы были немцами».

«Те, кто шел по краям колонны, смотрели на москвичей, а они смотрели на нас, - вспоминает еще один участник «парада побежденных» Берхард Браун. – Я задался вопросом, испытывал ли я унижение? Наверное, нет. На войне случаются гораздо худшие вещи. Мы привыкли выполнять приказы, поэтому, когда шли по московским улицам, просто выполняли приказ наших конвоиров».

«Защита от любопытства толпы»

В целом отношение к параду «пленных» в Германии до сих пор связывают с нарушением Женевской Конференции (1929 года) о «защите военнопленных от оскорблений и любопытства толпы». Между тем, в феврале 1944 года в Риме фашисты организовали шествие пленных американских солдат, которых «фашиствующие римляне» забрасывали мусором. А непосредственно перед освобождением Парижа такой же «парад пленных солдат коалиции» состоялся во французской столице. На пленке было заснято, как американских солдат били ногами французы. Справедливости ради, в основном парижане относились к пленным доброжелательно

Немного статистики

Немцев перед маршем по улицам Москвы собрали на стадионе «Динамо» и на Московском ипподроме. Их накормили кашей с салом и выдали по порции хлеба. Построением руководил генерал-полковник П. А. Артемьев, который распорядился организовать группы по 600 человек. В ряду насчитывалось по 20 пленных. В параде «побежденных» участвовали 19 генералов в форме, а также 6 полковников и подполковников.

Фактически было два шествия. Наиболее значительная часть немцев (порядка 42 тысяч человек) двигалась по маршруту, пролегающему по Ленинградскому шоссе и улице Горького (ныне Тверской) к площади Маяковского. Далее до Курского вокзала по Садовому кольцу. Второе шествие начиналось от площади Маяковского до станции Канатчиково Окружной железной дороги. Четырем пленным была оказана медпомощь.

По линии НКВД для охраны порядка были привлечены 4,5 тыс. человек. Плюс более 12 тыс. военных.