ПЕРЕВОЗКА ФЛОТОМ ЦЕЛИННОГО ЗЕРНА

b_320_320_16777215_0_0_images_news_2014_07_16005.png

Освоение целины – это целая эпоха в истории нашей страны.

Она решала многие проблемы, но в первую очередь – обеспечение продовольственной безопасности СССР.

Поднимала целину в основном молодежь – дети войны. Рядом с ними – представители старшего поколения, многие из которых прошли через горнило Великой Отечественной войны и имели большой организаторский и хозяйственный опыт.

О целине сняты фильмы, написаны книги, статьи, но очень многое ещё не освещено.

Мне, курсанту Астраханского мореходного училища, проходившему последнюю плавательную практику на штатной должности матроса I класса в Каспийском морском пароходстве в 1957-1958 годах, довелось участвовать в перевозке зерна целинного урожая.

А урожаи были очень богатыми. Железная дорога с перевозками не справлялась. Было решено задействовать морской флот на Каспии. Сухогрузные суда Каспийского морского пароходства доставляли целинное зерно из Красноводска в Баку, а из Баку все виды транспорта развозили его по стране.

На Каспии двигался непрерывный поток судов. Несмотря на осенне-зимние штормовые условия плавания, экипажи делали всё возможное для качественной перевозки.

Моряки готовили суда под погрузку на ходу, до подхода в порт Красноводска: проверяли готовность трюмов, открывали люки (это делалось вручную в любое время суток). Сходу швартовались к причалу и загружались зерном прямо из вагонов в трюм (заслуга не только моряков, но и портовиков). Загрузившись, сразу отходили от причала, освобождая место другому судну, а все операции по подготовке судна к выходу в море выполняли на переходе Красноводским каналом.

Расстояние до Баку небольшое - 141 миля . На подходе к Баку начинали подготовку к выгрузке. Выгружали зерно в основном кранами, оборудованными грейферами, как в железнодорожные вагоны, так и на портовую площадку.

Возникшие повреждения судна устраняли во время выгрузки. И снова в рейс – за зерном. Это был выматывающий труд, но никто не роптал.

Все понимали: хлеб нужен стране. Экипажи судов были комсомольско-молодёжными, чисто комсомольскими, но все интернациональными: русские, украинцы, казахи, таджики, узбеки. Все национальности и не перечислишь.

Теплоходы брали по 1100-1150 тонн зерна. Мне довелось плавать на судне, где капитаном был участник Великой Отечественной войны А. Жуков.

У каждого из нас было развито чувство долга: если надо – выполним. Никто не говорил, по-моему, и не думал о дополнительной оплате за перевозку зерна (сверхнапряжённый труд), о наградах. Но награды достоин был каждый.

Присоединяюсь к предложению областного комитета КПРФ: сформировать списки целинников, проживающих в Астраханской области, провести торжественную встречу, посвящённую целинному юбилею.

Мне кажется, в работе по составлению списков должны участвовать все ветеранские организации, райкомы КПРФ и ЛКСМ.