«ДЕТИ ВОЙНЫ»

Общероссийская общественная организация

Г.А. Зюганов, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме

Главное событие осенней сессии Государственной думы — это утверждение федерального бюджета. Его назначение — быть надёжным фундаментом для достижения наших основных стратегических целей: преодолеть массовую бедность, справиться с демографическим кризисом, добиться технологического прорыва, войти в число ведущих экономик мира. Бюджет — не просто важнейший финансовый документ. Это, по сути, кровеносная система национальной экономики и социальной сферы. Однако подготовленный правительством проект бюджета на предстоящую трёхлетку прямо противоречит посланиям президента и ключевым задачам, стоящим перед Россией. И может их полностью перечеркнуть.

Курс на отставание

Наша партия выступила с целым рядом конкретных предложений и законопроектов, направленных на формирование полноценного бюджета развития, в корне отличного от того, который навязывает стране кабинет министров. Но чтобы понять, в чём состоит отличие нашего видения бюджета, нужно вникнуть в суть того, что предлагает правительство, уяснить, какие опасности несёт его бюджетный проект.

Для того чтобы объективно оценить проводимую сегодня экономическую политику, надо в первую очередь дать оценку базовым показателям, от которых зависит наполнение государственной казны.

Главным среди таких показателей является валовой внутренний продукт — ВВП. По прогнозу правительства, в 2020 году он составит 112,9 трлн руб., в 2021-м — 120,4 трлн, в 2022-м — 128,5 трлн. Эти цифры отражают масштаб реальной экономики страны. А прогнозируемая правительством динамика ВВП, заложенная в проект бюджета, отражает полную бесперспективность с точки зрения экономического роста.

Чтобы войти в пятёрку крупнейших мировых экономик, мы должны расти такими темпами, которые существенно превышают среднемировые. И увеличить ВВП в полтора раза — как и было заявлено президентом. Год назад, когда утверждался текущий бюджет, правительство прогнозировало рост ВВП в 2019-м всего на 2,3% по сравнению с 2018-м. Теперь же оно прогнозирует, что по итогам нынешнего года этот показатель не превысит 1,3%. Снижение темпов роста на 1% в денежном выражении означает потерю 1 трлн 84 млрд руб. Почти 200 млрд из этих средств могли поступить в бюджет. За счёт них можно было удвоить расходы на ЖКХ или на охрану окружающей среды.

На 2020 год в проекте бюджета также заложен рост, существенно отстающий от среднемирового, — 1,7%. Фактически экономика топчется на месте.

Не только специалистам, но и всем здравомыслящим гражданам ясно: для её успешного развития необходим рост инвестиций. В текущем году они увеличены на 9,6% по сравнению с 2018-м. В 2020-м их планируют увеличить только на 8,6% по сравнению с 2019-м. С учётом реальной инфляции, которая существенно превышает официальную, можно сделать вывод, что рост инвестиций в экономику сводится к минимуму.

Другой крайне негативный фактор — это рост импорта на фоне снижения экспорта. В 2020-м импорт предполагается увеличить на 4,8% и одновременно снизить экспорт российской продукции на 0,3%. Это неизбежно спровоцирует скачок курса доллара и евро, а значит, и рост цен на импортируемую продукцию. Отсюда следует, что покупательная способность граждан будет падать и дальше. Продолжится массовое обнищание, которое не останавливается уже шестой год подряд. На фоне снижения потребительского спроса будет усугубляться стагнация экономики.

Именно об этом свидетельствует заложенный в проекте бюджета крайне низкий рост прибыли так называемых прибыльных организаций: всего на 2,7% в 2020 году. Да и этот скромный рост, как и в прежние годы, будет обеспечен не реальной экономикой, а банковской системой.

Одним из показателей, свидетельствующих об экономической деградации, является отсутствие роста переработки сырья, в частности роста экспорта нефтепродуктов. Между тем наша экономика при нынешнем курсе сохраняет прежний сырьевой характер. В условиях бурного развития новых технологий, которое наблюдается в мире, зависимость от сырьевых факторов не приближает нас к пятёрке ведущих экономик мира, а отбрасывает всё дальше назад.

При такой общей картине, которая складывается из макроэкономических показателей, заложенных в проекте бюджета, нельзя рассчитывать на прорыв, укрепление конкурентоспособности России, рост её авторитета в мире и улучшение социальной ситуации в стране.

Ещё одним убедительным доказательством тому является низкий рост фонда заработной платы, заложенный в проекте. В текущем году, согласно предварительным оценкам министерства финансов, фонд заработной платы должен вырасти на 6% относительно 2018 года. А в 2020-м — всего на 5,4%. Даже если учитывать только официальную инфляцию, она из этих 5—6% «съест» 3—4. Между тем, согласно недавним социологическим опросам, товары первой необходимости сегодня обходятся гражданам на 10—20% дороже, чем год назад. Отсюда можно сделать вывод: заложенный в проекте бюджета рост фонда заработной платы минимум вдвое ниже того, который позволяет хотя бы приостановить обнищание народа.

Как и в прежние годы, кабинет министров предлагает нам смириться с тревожной тенденцией снижения доходов бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту. Ожидается, что в нынешнем году они составят 18,5% от ВВП против 18,7%, которые прогнозировались ранее. Казалось бы, разница несущественная — всего 0,2%. Но она означает, что бюджет лишается ещё 217 млрд руб. Эта сумма превышает расходы текущего года на культуру и спорт, вместе взятые. За счёт потерянных миллиардов можно было удвоить вложения в эти важнейшие сферы, которым составители нового бюджета уготовили на ближайшую трёхлетку ещё более голодный паёк, чем в прежние годы.

В 2020—2022 годах кабинет министров планирует и дальше снижать уровень доходов бюджета по отношению к валовому продукту. К концу трёхлетки их соотношение упадёт до 17,2% — на 1,3% меньше по сравнению с нынешним. Благодаря такому снижению федеральная казна потеряет уже почти 2 трлн руб. — сумму, которой хватило бы на удвоение финансирования медицины и образования, вместе взятых.

Делёж голодного пайка

Наиболее наглядное отражение эффективности бюджета — это структура его расходов, расписанных по разделам, которые позволяют видеть, сколько и на что будет потрачено.

С точки зрения стоящих перед страной масштабных задач самым важным является бюджетный раздел «Национальная экономика». И то, что правительство запланировало снижение расходов по этому разделу, говорит об откровенном попрании стратегических интересов России. В 2020 году эти расходы сокращаются на 258,2 млрд руб. — на 9% по сравнению с текущим годом. Тем самым ещё больше ослабевает роль государства в управлении экономикой, а значит и страной в целом. Именно к этому неолиберальная идеология, обслуживающая интересы транснационального капитала, подталкивает страны и правительства, которые попадают под её влияние. Она жёстко диктует сокращение расходов на развитие национальной экономики.

В России уже почти три десятка лет — со времён предательского развала СССР — социально-экономической сферой командуют те, кто послушно следует заокеанским рецептам. Следует в ущерб интересам наших граждан, вопреки задачам безопасности и самостоятельного развития страны. Вот где главный ключ к пониманию того, почему нам из года в год навязывают подобные бюджеты.

При такой политике вполне закономерно, что экономике не позволяют полноценно развиваться. Даже при трёхпроцентной инфляции, заложенной на 2020 год, расходы на развитие национальной экономики в следующем году ждёт фактическое снижение на 12%. А в 2021 году они будут ниже расходов нынешнего года на 11%. И если в текущем году наблюдается падение практически во всех отраслях, то как его можно будет остановить в дальнейшем, когда расходы на экономику урежут ещё сильнее? Откуда возьмётся рост ВВП хотя бы на 3,1%, который кабинет министров обещает в 2021 году? Бюджет, который нам навязывают, исключает даже такой рост — если только он не будет «нарисован» официальной статистикой по команде сверху.

Особую тревогу вызывает то, что в разделе «Национальная экономика» кабинет министров предусмотрел крайне скудные средства на финансирование по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство». В 2020 году на него выделяется всего 290 млрд руб. А в 2021-м и того меньше — 288 млрд, или 0,2% от ВВП! Правительство при каждом удобном случае напоминает нам, что Россия вышла на передовые рубежи по экспорту зерна. Но молчит о плачевном состоянии отечественного животноводства и о бурном росте цен на многие продовольственные товары. Напомню: по данным Росстата за прошлый год цены на пшено и капусту выросли на 73%, сахар подорожал на 28%, яйца — на 26%, куриное мясо — на 12%. Растёт цена и на хлеб. Это полное безобразие!

В следующем году предусматривается и снижение расходов на национальную оборону. Оно составит 110 млрд руб. — на 3,4% меньше, чем в текущем году. Роста оборонных расходов не будет и в 2021 году. Либеральные идеологи не устают возмущаться по поводу «чрезмерных» государственных инвестиций в оборонный комплекс. Правительство, в полном соответствии с их призывами, эти расходы сокращает и тем самым наносит двойной удар по стране: урезает финансовое обеспечение нашего оборонительного щита на фоне усиления агрессивной политики США и их союзников и отнимает средства у ВПК как у основной базы, которая может способствовать рывку гражданской промышленности.

Иначе, как авантюрой, нельзя назвать и решение правительства урезать бюджетные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. В проекте бюджета заложено их сокращение почти на 40 млрд в 2020 году. С учётом официальной инфляции это более 16% относительно текущего года. Вопреки уверениям власти, которая обещала противостоять коллапсу в сфере ЖКХ, и без того катастрофический объём аварийного жилья только растёт. И будет расти дальше, если правительству удастся с помощью «Единой России» добиться одобрения такого бюджета. Его составители попросту махнули рукой на требование граждан спасать российский жилой фонд, звучащее и во время «прямых линий» президента, и на протестных митингах по всей стране. Такое отношение к вопросу финансирования ЖКХ ставит под угрозу безопасность миллионов людей и провоцирует рост социальной напряжённости.

Бюджетная политика кабинета министров демонстрирует вопиющее пренебрежение отечественной культурой, без достойного развития которой невозможно сохранение нравственных основ и интеллектуального потенциала общества. Во всём мире здравомыслящие политики и экономисты давно признали: национальная культура не может выживать и развиваться без активной поддержки со стороны государства. Но российское правительство цинично игнорирует эту непреложную истину. В проекте бюджета оно заложило ежегодное снижение расходов по разделу «Культура и кинематография» в течение всей предстоящей трёхлетки и намерено в 2022 году сократить их на 12% по сравнению с 2019-м. А с учётом реальной инфляции затраты государства на отечественную культуру за три года могут сократиться на четверть!

За этими цифрами скрывается абсолютное равнодушие к будущему народа, его моральному и интеллектуальному состоянию, к сбережению того великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Советская власть смогла уберечь его даже от фашистского нашествия. Но это бесценное наследие может не устоять перед либеральным реваншем, если останется неизменной финансовая политика правительства.

Катастрофическое — по-другому не скажешь — снижение расходов предусмотрено по разделу «Физическая культура и спорт». В следующем году они ужимаются на 20%, а в 2022-м — на 26% в сравнении с нынешними. С учётом инфляции расходы по этому направлению сократятся минимум на треть. В итоге серьёзно пострадает массовый спорт, от развития которого напрямую зависит здоровье нации. Там, где эта сфера не развивается и не опирается на государственную поддержку, не может быть здорового молодого поколения, обеспечивающего сохранность народа и пополнение вооружённых сил кадрами, способными достойно защищать Родину. Но правительство, похоже, такие проблемы не интересуют. И тем самым оно подтверждает, что единственной настоящей заботой, определяющей финансовую политику, для него остаётся забота о крупных собственниках, об олигархии. Об этих упырях, которые даже не хотят платить нормальные налоги.

Как и в прежних бюджетных проектах, в нынешнем есть только один раздел, по которому предусмотрен действительно существенный рост расходов. Это раздел «Обслуживание государственного долга». Его финансирование увеличится с 819 млрд в 2019 году до 1 трлн 156 млрд — в 2022-м. То есть подскочит за трёхлетку на 41%. Можно с уверенностью сказать: наибольших успехов кабинет министров достиг в рытье долговой ямы для нашей страны и народа. Это абсолютно преступная политика.

Вот ещё одно убедительное доказательство этому: если в 2018 году объём государственного долга составлял 12,6 трлн руб. — 12% от ВВП, — то его объём, ожидаемый к концу нынешнего года, достигнет уже 15,6 трлн — 14,3% ВВП. За один лишь последний год госдолг вырос на сумму, равную расходам на оборону и превышающую расходы на национальную экономику. К концу предстоящей трехлётки государственный долг разрастётся до 16,5% ВВП и будет насчитывать 21,2 трлн. Он почти сравняется по размеру с федеральным бюджетом 2022 года, который превысит сумму госдолга всего на 500 млрд руб.

Когда экономика настолько зависима от внешних факторов и имеет сугубо сырьевую направленность, а наши противники стремятся с помощью финансово-экономических рычагов добиться краха России, нарастающая как снежный ком долговая нагрузка прямо угрожает национальной безопасности и суверенитету страны. А проводимая социально-экономическая и бюджетная политика играет на руку нашим врагам.

Фонд антироссийского противостояния

При формировании бюджета из года в год образуется замкнутый круг: экономика и социальная сфера не могут успешно развиваться с таким финансированием. А правительство, по вине которого это происходит, всякий раз ссылается на ограниченные возможности. И на этом основании неизменно предлагает бюджет затягивания поясов и жёсткую экономию вместо жизненно необходимых инвестиций. Это ещё одна неолиберальная уловка, призванная загнать государство в финансовый капкан и ограничить возможности независимого развития страны.

Уверения, что у нас недостаточно финансовых средств, не соответствуют действительности. Мы не раз доказывали на цифрах и фактах: такие средства у России есть. Но правительство целенаправленно ограничивает их поступление в государственный бюджет. В этом и заключается основная причина того, что он всякий раз оказывается несостоятельным по большинству важнейших параметров.

Одним из главных механизмов искусственного финансового обескровливания бюджета служит постоянное увеличение доли доходов, проходящих мимо казны. Они мёртвым грузом оседают в Фонде национального благосостояния в виде резервов, не приносящих никакой пользы экономике и обществу. Эту кубышку, где, по сути, сгорают гигантские средства, которые могли пойти на развитие страны, давно пора переименовать в фонд антироссийского противостояния. И в ближайшие три года это противостояние приобретёт невиданные масштабы.

На конец 2018 года в резервном фонде было заморожено 4 трлн руб. К концу 2019-го эта сумма удвоится и превысит 8 трлн. Но и это гигантское увеличение средств, уплывающих в «резерв», правительство рассматривает как начальную стадию самой настоящей спецоперации по обескровливанию нашей экономики. К 2022 году произойдёт ещё одно удвоение: в фонде осядут уже 16,2 трлн. Доходы бюджета к тому времени должны составить около 22 трлн. Таким образом, размер резервов, которые правительство не пускает на развитие России, достигнет почти трёх четвертей от суммы бюджетных доходов. И это в стране, где продолжает вымирать население, где износ машин и оборудования превышает 50%!

Такого вредительского финансового перекоса нет в бюджетной системе ни одной страны мира. Это прямой саботаж всех основных указов и установок президента. И с каждым днём всё очевиднее, что он грозит уже не только экономическим, но и политическим дефолтом.

Один из главных кризисных факторов — хроническое пренебрежение интересами регионов. Это отражено и в новом бюджетном проекте.

От общей суммы расходов консолидированного бюджета на долю регионов в нынешнем году придётся 35,7%. Остальные средства остаются в распоряжении федерального центра. На протяжении следующей трёхлетки доля регионов в бюджете будет только снижаться: до 35% в 2022 году. В денежном выражении их доля за 3 года уменьшится на 312 млрд руб. Это прямо противоречит призыву премьер-министра Медведева усиливать роль и ответственность регионов в деле выполнения национальных проектов. Как можно рассчитывать на выполнение такого призыва, если правительство само ограничивает возможности региональных бюджетов, настойчиво способствует тому, чтобы власть на местах сохраняли представители «Единой России», которые не могут этими бюджетами эффективно распорядиться?

Мы неоднократно ставили перед исполнительной властью вопрос о выравнивании долей регионов и федерального центра в соответствии с Бюджетным кодексом. Регионы, а значит и страна в целом, могут успешно развиваться только при условии, если на них приходится не менее половины консолидированного бюджета.

Политика фиктивного роста

На протяжении двух последних лет мы постоянно слышим от власти уверения, что нас ожидает экономический прорыв. И главным залогом его является реализация национальных проектов, которые основаны на требованиях, сформулированных в указах и посланиях президента. Эти проекты определены в новом бюджете — наряду с традиционными разделами. И по каждому из них предусмотрено финансирование из того же самого бюджета. Может быть, оно компенсирует изъяны, о которых сказано выше? К сожалению, анализ бюджетного проекта приводит к выводу, что это не так.

Очевидно, что достичь успехов в экономике и преодолеть технологическое отставание можно только при условии научно-технического развития и его активного стимулирования со стороны государства. Поэтому среди представленных в бюджете особое значение имеет национальный проект «Наука». И на его финансирование правительство собирается выделить в 2020 году даже больше средств, чем планировало год назад, — 47,4 млрд руб. Но этого категорически недостаточно для развития технологической базы отечественной экономики.

Невозможно всерьёз воспринимать обещания власти бросить все силы на достижение прорыва, если на этот национальный проект выделяют лишь четверть процента от всех расходов бюджета! Да, к 2022 году финансирование этого нацпроекта удвоится. Что якобы даёт правительству основания говорить о существенном росте расходов на науку. Но это, по сути, фиктивный рост, при котором опережающее технологическое развитие останется недостижимым. 96,1 млрд руб., которые будут выделены на нацпроект «Наука» в конце трёхлетки, — это 0,4% от расходной части бюджета.

Если перевести названные суммы в иностранную валюту, получится, что в следующем году финансирование одного из важнейших нацпроектов составит 730 млн долл., а в 2022-м — 1,4 млрд долл. Такими средствами на научные исследования в США располагает средний университет. А наше правительство утверждает, что их достаточно для того, чтобы поднять на новый уровень инновационное развитие огромной страны. Это откровенное издевательство над отечественной наукой, над посланиями и указами президента, в которых поставлена цель войти в пятёрку ведущих экономик мира.

В тех же посланиях и указах глава государства настаивал на необходимости всесторонней поддержки малого и среднего бизнеса. Но какое отражение это нашло в проекте бюджета? Если в 2019 году на реализацию нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» направлено 60,6 млрд руб., то в 2020-м его финансирование урезается до 38,5 млрд. К 2021 году, с учётом инфляции, расходы по этому нацпроекту планируется снизить почти на четверть. Как при этом можно рассчитывать на увеличение объёмов промышленного производства, рост занятости и появление новых рабочих мест?

От состояния дел в сфере малого и среднего предпринимательства сегодня зависит судьба миллионов трудящихся и их семей. Но в рамках национального проекта, который должен обеспечить их поддержку, кабинет министров не только урезает финансирование, но и полностью ликвидирует некоторые направления, выводит их из бюджета. Так, обнуляется государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации. Из нацпроекта выбрасывается поддержка фермеров и развитие сельской кооперации.

В рамках одной статьи невозможно проанализировать все жизненно важные нацпроекты и госпрограммы, финансовые вложения в которые оказываются недопустимо скудными. В качестве одного из наиболее вопиющих примеров приведу госпрограмму «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». В текущем году правительство израсходует на нее 15,1 млрд. А в 2020-м предлагает ещё на 4 млрд её урезать. В бюджете, который нам навязывают, программа, призванная работать на развитие производства отечественных лекарств, на крайне необходимое импортозамещение в этой важнейшей сфере, носит сугубо декоративный, липовый характер. 11 млрд, запланированных на её реализацию в следующем году, — это просто насмешка. У нас коррупционеры, проходящие по громким уголовным делам, украли больше!

В советские годы мы по праву гордились самым передовым в мире авиапромом, самыми надёжными самолётами. А сегодня минфин предлагает нам гордиться разработанной им госпрограммой «Развитие авиационной промышленности» и её «щедрым» финансированием, заложенным в проекте бюджета: 51,5 млрд в 2020 году и 45,6 млрд — в 2021-м. Это полторы цены одного пассажирского самолёта «Эйрбас А380». Политика правительства явно нацелена не на взлёт отечественного авиапрома, а на то, чтобы он окончательно спикировал в пропасть.

Власть не устаёт обещать нам расцвет цифровой экономики. Но финансирование, отведённое ею на программы, от которых зависит развитие этого направления, тоже не назовёшь иначе как издевательским. К концу предстоящей трёхлетки на программу «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» предусмотрено 10,7 млрд, из которых порядка миллиарда «съест» реальная инфляция. На развитие производства телекоммуникационного оборудования «отстегнут» аж 3,8 млрд.

Наряду с преодолением технологического отставания и импортозамещением в медицинской сфере одной из важнейших стратегических задач является обеспечение продовольственной безопасности. Зависимость от импортного продовольствия — это такой же риск, как и зависимость от лекарственного импорта. О явно недостаточном финансировании по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство», запланированном правительством, уже было сказано выше. Но ситуация усугубляется тем, что и на государственные программы, связанные с сельхозпроизводством, составители бюджета выделяют очень скудные средства.

Говоря об импортозамещении в этой сфере, невозможно переоценить значение программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Но в текущем году на реализацию этой программы направлено только 79,4 млрд руб. А в следующем году её финансирование будет урезано почти на треть.

Сегодня специалисты бьют тревогу в связи с тем, что на фоне массового обнищания снижается жизненно важное потребление морепродуктов, которые становятся всё дороже и всё чаще представлены на прилавках не отечественными, а импортными товарами. Обеспеченность россиян качественной рыбой категорически не соответствует стандартам здорового питания. Так, цена трески уже втрое превосходит цену свинины или курятины, что в советское время было невообразимым. Очевидно, что в такой ситуации правительство было обязано с особым вниманием подойти к государственной программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса», на которую в текущем году отведено лишь 14,8 млрд руб. Но в проекте нового бюджета заявлено: финансирование этой программы к концу трёхлетки не увеличится, а «похудеет» на 16,2% — до 12,4 млрд.

Совокупные расходы на сельское хозяйство и рыболовство, заложенные в новом бюджете, составят 0,27% от ВВП в нынешнем году и 0,28% от ВВП — через три года. Что это если не варварское пренебрежение вопросами, касающимися благополучия и здоровья наших граждан?

Согласно проекту бюджета, в течение трёхлетки финансовое обеспечение транспорта и дорожного строительства в 2,1 раза превысит обеспечение сельского хозяйства и рыболовства. Никто не спорит с тем, что необходимо развивать транспортную сеть, строить новые дороги. Но при таком социально-экономическом курсе и при такой бюджетной политике, способствующей дальнейшему вымиранию села и развалу отечественной промышленности, по этим дорогам скоро будут ездить только иностранцы, везущие к нам импортную продукцию. В основном — продукцию низкого качества, которой наводнён российский рынок, страдающий от отсутствия обещанного импортозамещения.

Бюджет развития — условие спасения страны

Нужно говорить прямо: проект бюджета, предложенный правительством, абсолютно не соответствует стратегическим задачам, стоящим перед Россией. Он не обеспечивает подъём экономики и научно-техническое развитие, противоречит социальным интересам и требованиям общества, провоцирует дальнейшее обнищание трудящихся и пенсионеров, дальнейшее вымирание страны, население которой с начала года уже сократилось на 200 тысяч.

Такой бюджет идёт наперекор установкам, сформулированным президентом, который, вновь вступая на пост главы государства, обещал: до истечения его нынешнего президентского срока страна выйдет на путь уверенного опережающего развития, роста национальной экономики и благосостояния народа. Но социально-экономический курс и бюджетная политика, на которых продолжает настаивать власть, способствуют не выполнению этой исторической задачи, а её провалу, грозящему не только экономическим, но и политическим коллапсом.

Избежать его можно только при условии кардинального пересмотра бюджета и его формирования в соответствии с подлинными национальными интересами России. А для реализации полноценной бюджетной политики необходимы пересмотр социально-экономического курса в целом и структурная перестройка экономики.

КПРФ — единственная политическая сила, которая сегодня предлагает и последовательную программу преодоления кризиса, и опирающийся на неё бюджет развития. Наши ключевые программные требования, без выполнения которых такой бюджет не может быть сформирован, состоят в следующем:

  • Отстранить от управления стратегически важнейшими отраслями олигархию, баснословно обогащающуюся за счёт ресурсов страны, выводящую финансовые средства за рубеж и ничего не вкладывающую в развитие российской экономики. Ключевые отрасли — прежде всего сырьевые — необходимо вернуть под управление государства. А доходы, которые они приносят, в полном объёме направить в федеральный бюджет и в бюджеты регионов.

  • Кардинально пересмотреть налоговую политику. Правительство сверстало новый бюджетный проект исходя из того, что налоговая нагрузка на сырьевые отрасли и крупнейшие компании, находящиеся под олигархическим контролем, будет снижаться. А налоговая нагрузка на трудящихся, на малый и средний бизнес — увеличиваться. Это недопустимый подход, который явно попахивает социальным геноцидом. Латание бюджетных дыр за счёт трудящихся — тупиковый путь, гарантирующий не рост экономики, а дальнейшее разрастание нищеты. Бюджет развития может быть сформирован только тогда, когда государство будет распоряжаться сырьевыми доходами в полном объёме, а не в виде подачек от собственников-миллиардеров. И когда оно существенно повысит налоги на доходы богачей, а налоговую нагрузку на граждан, на малые и средние предприятия — существенно ослабит.

  • Отказаться от порочного принципа перекачивания гигантских финансовых средств в кубышку резервного фонда. Кабинет министров оправдывает этот принцип тем, что накопленные средства позволят смягчить «сырьевой шок», который ждёт Россию в случае резкого снижения нефтяных цен. Но ответственная власть должна не копить на «чёрный день» средства, которых всё равно не хватит надолго в случае экономического коллапса, а направлять их на развитие реальной экономики, на поддержку производства и подготовку кадров. Только в этом случае удастся достичь необходимого роста и преодолеть сырьевую зависимость нашей экономики. И тогда никакой «сырьевой шок» России страшен не будет.

  • Принципиально увеличить объём финансирования инновационных сфер экономики, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, науки и культуры. Это те сферы, от которых в первую очередь зависят развитие страны, здоровье нации, её демографическая безопасность и качество её кадрового резерва.

Именно на это направлена бюджетная политика в тех регионах, которыми сегодня руководят представители КПРФ.

В Иркутской области успешно реализуют «Пятилетку Левченко», энергично преодолевают последствия разрушительного наводнения. Сергей Георгиевич и его команда добились многократного увеличения налоговых сборов с крупных собственников и вырвали лесное хозяйство региона из рук криминала. В результате доходы областного бюджета выросли за последние 4 года с 97 млрд до 200 с лишним. Региональный продукт увеличился на 7,5%, а объём госдолга региона сократился более чем на четверть. Это показатели, существенно превышающие средние по стране. Но такие успехи явно не устраивают приверженцев неолиберальной идеологии, диктующих нам кризисный курс и бюджет деградации. Они не желают, чтобы впечатляющий опыт Иркутской области распространился на всю Россию, и развернули против Левченко кампанию грязной клеветы.

По той же причине оказывается колоссальное давление на подмосковный совхоз имени Ленина и его руководителя Павла Грудинина. Те, кто хочет, чтобы наша страна продолжала деградировать экономически и социально, стремятся удушить это предприятие, демонстрирующее поистине выдающиеся результаты, и упорно молчат о достижениях других народных предприятий. Таких как «Звениговское» И.И. Казанкова в Марий-Эл, «Усолье-Сибирское» И.А. Сумарокова в Приангарье, «Терновское» И.А. Богачёва на Ставрополье. Под руководством наших единомышленников эти предприятия доказывают, каких успехов можно достичь на основе социальной справедливости, новейших технологий и программы обновлённого социализма. Только реализация этой программы и формирование основанного на ней государственного бюджета позволят оттащить страну от края пропасти.

Стремительное развитие инновационного сектора, строительство современных научных центров — вот приоритетные направления экономической и бюджетной политики на моей родной Орловщине, которую возглавил молодой губернатор Андрей Клычков, представляющий КПРФ. И в Новосибирске, которым руководит мэр-коммунист Анатолий Локоть, инициировавший при нашей поддержке строительство уникального научного центра «Академгородок 2.0». Вот она — политика развития в действии, которая сегодня необходима всей России. И которую мы готовы осуществить в масштабах всей страны.

Правительство пытается навязать нам свой бюджет накануне трёх великих юбилеев: 140-летия И.В. Сталина, которое мы отметим в декабре, 150-летия В.И. Ленина, которое ждёт нас в апреле, и 75-летия Победы, которое страна встретит в мае.

Имена Ленина и Сталина навеки вписаны в историю России и всего мира, потому что они олицетворяют торжество идеи социализма, уникальный подвиг рождения и укрепления государства социальной справедливости, построения могучей экономики, позволившей Советской державе занять ведущее место в мире, гарантировать трудящимся, пенсионерам и детям невиданные прежде социальные права.

При Ленине и Сталине было исключено разбазаривание бюджетных средств, их использование в интересах тех, кто паразитирует на чужом труде. Когда они стояли у руля государства, каждый рубль из казны расходовался на благо Родины и народа. Созданная ими социально-экономическая система не просто справлялась с любыми кризисами, на что не способна система нынешняя. Она позволила нашей стране восстановиться после двух мировых войн, выйти на самые передовые рубежи в сфере науки и образования, прорваться в космос и полностью победить бедность.

Нынешняя власть встречает ленинский и сталинский юбилеи откровенно антинародными инициативами, являющими собой полную противоположность политике этих выдающихся руководителей. В числе таких инициатив — и проект бюджета.

Мы встречаем юбилей Победы и юбилеи Ленина и Сталина со своей программой «10 шагов к достойной жизни», основанной на завещанных ими идеях справедливости, развития и социального государства. С программой, позволяющей сформировать бюджет, который действительно обеспечит решение самых сложных задач. Мы встречаем эти юбилеи социальными инициативами, которые будем настойчиво реализовывать. Среди них особое место занимает поддержка «детей войны», для которых правительство в нынешнем проекте бюджета опять не пожелало предусмотреть увеличение пенсий и пособий. Уклонилось от этого даже в преддверии 75-летия Победы советского народа над фашизмом.

Мы призываем граждан поддержать нас. Сказать твёрдое «нет» неолиберальному бюджету 7 ноября, во время наших протестных акций, приуроченных к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Потребовать принятия программы развития и обновлённого бюджета на основе созидания и духовного возрождения страны.

У России есть и финансовые, и кадровые ресурсы для преодоления кризиса и возвращения на путь полноценного развития. Объективных препятствий для этого нет. Все препятствия искусственно созданы политикой власти, её тупиковым курсом. Наша обязанность — бороться за его смену, за формирование правительства народного доверия. И добиться победы в этой борьбе за будущее страны.