Н.В. АРЕФЬЕВ: ЧТО ДАСТ РОССИИ БЮДЖЕТ 2020 ГОДА

Н.В. Арефьев, председатель ЦС ООО «Дети войны», секретарь ЦК КПРФ, первый заместитель Председателя комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

Заканчивается второй год реализации нацпроектов, внесен бюджет на 2020 год, определяющий дальнейший путь решения майских указов президента. Два года реализации нацпроектов отодвинули назад страну от продекларированных целей.

СССР занимал в мировой экономике 22%, нынешняя Россия, взявшая курс в пятерку развитых стран занимает 1,7%. 4 года назад было 5%. По объему чистого произведенного ВВП Россия ушла на уровень ВВП 2009 года. По объёму отгруженных товаров - в 2008 год. По инвестициям в основной капитал Россия откатилась в 2007 г. По совокупной оплате труда экономика ушла далеко за 2010 г. Чистая оплата труда по экономике составляет всего 14,5 трлн. руб.

Промышленность ликвидируется все 30 лет! Коэффициент рождаемости организаций (предприятий) в 2018 г. - 78,8%. Коэффициент ликвидации предприятий в 2018 г. -154,8%. В бюджете 2020 года на экономику заложены ассигнования в таких же объемах, как и на органы безопасности. Безопасность правящей верхушки важнее, чем экономика! Очень небольшие инвестиции в основной капитал в 2018 году составили 17,5 трлн. рублей, добавление к ним 2,6 трлн. рублей не является существенным.

35 млн. человек – безработные, которых переквалифицировали в самозанятые.

Реальные располагаемые доходы населения падают 6-й год и с 2014 г. они опустились на 8,3%. По итогам 2019 г. доходы, скорее всего, не вырастут.

Вместе с экономикой гибнет социальная сфера! С 2000 г. вдвое сократилось число больничных учреждений. Если в 2000 г. их было 10,7 тыс. ед., то в 2017 г. осталось 5,3 тыс. Даже в 1940 году было больше! В поликлиниках оставили по одному врачу и, если врач уходит в отпуск – работать некому. Запись на прием к врачам исчисляется месяцами. Скорую помощь штрафуют, если она привозит больного в стационар. Медсестер перевели в уборщицы с сохранением обязанностей, но зарплату срезали вдвое. В лечебных учреждениях сократили медицинский персонал, но статистика показывает численность персонала больше, чем советское время!? Идет насильственный отток медперсонала из бюджетной сферы в коммерческую. Нацпроект «Здравоохранение» завершится полной ликвидацией бесплатной медицины в России!

Из 155 600 дошкольных и школьных учреждений в 1990 году осталось 41349 в 2018 году, при этом за последний год их число сократилось на 826 учреждений. В 2018 году на 36 стало меньше ПТУ, исчезло 14 ВУЗов. И это тоже нацпроект! Итогом этого нацпроекта будет ликвидация грамотности в России!

Социально-экономическая политика действующего режима не обанкротилась, она показала истинное намерение правящих кругов России!

Они и не скрывают, что значительный рост отмечается только в среде олигархии. Если в 2016 году долларовых миллиардеров было 77 человек, то в 2018 их стало 106 человек. Деньги уходят в карманы олигархов, поэтому закрывают школы и больницы.

По данным журнала Форбс, 200 российских олигархов владеют состоянием в 496 млрд. долларов или 32 триллиона рублей (2 годовых федеральных бюджета). В советское время эти средства принадлежали бы государству.

Золотовалютные резервы России на сентябрь 2019 года составили 531 млрд. долларов или 34 триллиона рублей. ФНБ в сентябре 2019 года составил 8 триллионов рублей. В банковской системе России профицит ликвидности (свободные, невостребованные деньги) составил 2,6 триллиона рублей. Всего: 44,6 трлн рублей свободных кредитных средств. В советское время все эти средства находились внутри страны и работали на экономику. Сейчас все эти средства размещены на Западе под мизерный процент и даже без процента, и работают на экономику Запада!

Эта безнадежно вредная политика продолжается и в бюджете 2020 года. Главный документ страны не обеспечивает роста экономики, предусмотренный национальными проектами, обещанные 2% роста заменены на 1,7%. Это не рост, это математическая погрешность! Но эта цифра может стать только меньше, больше ей стать просто не дадут!

Экономика не может развиваться, если кредитные ресурсы не доступны, если снижается потребительский спрос, если налоги и платежи в цене продукции составляют 64%. (за рубежом вдвое меньше).

Закредитованность народа на средину 2019 года превысила 16 триллионов рублей. Задолженность по кредитам растет со скоростью 25% в год. Бюджет на ближайшую трехлетку вынимает из потребительского спроса 2,2 трлн. рублей, что делает неизбежной рецессию уже в 2021 году, а в регионах, где половина населения закредитована, возникнет непростая ситуация, разрешать которую придется политическими методами.

Именно поэтому расходы на органы безопасности увеличились до 2,45 триллиона рублей.

Ситуация тупиковая, если бюджет на ближайшую трехлетку будет принят в том виде, в каком внесен, крах экономики неизбежен! Сегодня думать надо не о том, как сделать видимость выполнения нацпроектов и не заниматься обманом, а выстроить четкую программу возрождения реального сектора экономики.

Однако правительство поступило наоборот. Рост потребительских цен на 3% в следующем году умышлено занижен, чтобы снизить расходы за счет меньшей индексации, в том числе нацпроектов. Скорее всего, инфляция будет соответствовать уровню ключевой ставки ЦБ.

Не менее странным выглядит профицит. В стране закрываются школы и больницы, нет денег на нацпроекты, а в бюджете лишние деньги! Профицит федерального бюджета в текущем году оценивается в 1,881 трлн. рублей, на 2020 год – 876 млрд руб., в 2021 году составит 0,6 трлн рублей, в 2022 году — 0,3 трлн рублей?! Как это можно назвать?

Налоговый маневр – это изобретение, делающее нефтегазовые ресурсы дешевыми для иностранных потребителей и дорогими внутри страны. Именно благодаря такому маневру «Лукойл» продает бензин в Казахстане по цене 24 рубля за литр, а в России – 50 рублей за тот же объем.

Бюджетное правило изымает деньги из бюджета и отправляет в ФНБ, а оттуда за границу, доходность по ним чаще всего нулевая. В то же время в представленном бюджете предусматривается рост российского госдолга в ближайшие 3 года с нынешних 17,1 до 21,1 триллиона рублей. И занимает Минфин не под ноль процентов, а под 7–8% годовых. Соответственно вырастут и расходы на его обслуживание. В 2019 году обслуживание госдолга обошлось стране более чем в 850 миллиардов рублей. А это 10 годовых бюджетов Волгоградской области. Это что такое?

Закамуфлирован вопрос выполнения нацпроектов. Прирост доходов федерального бюджета в 2020 году – 427 млрд. рублей, в 2021 г.- 867 млрд. в 2022 г. – 811 млрд. рублей, а на нацпроекты выделяется значительно больше соответственно по годам: 1,98; 2,2; 2,6 трлн. рублей. Откуда же возьмутся эти средства? От перераспределения средств внутри бюджета. Это значит отрасли бюджета, попадающие под нацпроекты, получат больше, а не попадающие будут деградировать без денег. Впрочем, и нацпроекты получат не много. К примеру, если разделить в среднем 2 триллиона на 13 нацпроектов, то в год получится 152 млрд. рублей. В консолидированном бюджете социальная политика занимает 9 трлн. рублей, дополнительные средства составят 1,6%, которые не обеспечат даже компенсацию инфляции!.

Ну, о чем здесь говорить?

Межбюджетные трансферты не меняются в течение 3 лет и составляют как и в 2019 году 2,5 трлн. рублей. При закредитованности регионов на 2 трлн. рублей, сами они найди средства не смогут, а на финансирование нацпроектов регионы получат в 2019 году – 602 млрд. рублей и в последующие годы 747, 757, 684 млрд. рублей, чего явно недостаточно.

Еще один бюджетный маневр, который приходится разгадывать в бюджете. Проект бюджета предполагает значительное снижение уровня дополнительных нефтегазовых доходов (с 3,2% ВВП в 2019 году до 1,6% в 2022 г.) на отрасль. И дело здесь не в цене. Просто на реализацию нацпроектов запланировано 7,7 трлн. рублей из внебюджетных источников, которыми станут сырьевые компании. К числу этих компаний относятся практически все госкорпорации и лидеры отраслей, действующие в плотной кооперации с ними. Создается лазейка для воровства!

Для сырьевых компаний новый трехлетний бюджет принесет снижение налоговой нагрузки. А вот доходы, которых недосчитается правительство, планируется компенсировать сборами с бизнеса и населения, которое платит косвенный налог. Всего с народа и бизнеса сдерут 2,22 трлн. рублей. Изъята эта денежная сумма будет с помощью внутреннего НДС, акцизов и налогов на прибыль. Но как раз это станет причиной взлета цен и начала рецессии в экономике.

Сегодня страна встала перед проблемой быть экономике страны или не быть.

В 2017 году КПРФ предложила бюджет развития в размере 25 триллионов рублей расходной части. Для 2018 года понадобилось бы прибавить к расходам бюджета 9 триллионов рублей. Эти средства можно было найти путем консолидации профицита и ФНБ в расходную часть бюджета страны, а также часть позаимствовать из золотовалютных резервов. Ведь взяли же оттуда 4,5 триллиона на чистку банковской системы!

Однако правительство поступило наоборот. Искусственно утвердили профицит бюджета, ввели бюджетное правило, при помощи, которых из бюджета стали изыматься денежные средства: в 2018 году – 3,7 трлн. рублей, в 2019 году эта сумма стала 8,1 трлн. рублей к 2021 году из бюджета будет изъято 13,6 трлн. рублей.

Такие изъятия, как медленно действующий яд отравляют народное хозяйство страны, которое неизбежно умрет, если не принять экстренных мер.

В нашем видении этими мерами могут быть: отмена профицита и бюджетного правила уже с 2020 года; поэтапное снижение НДС, а на товары повседневного спроса – полная отмена; борьба с инфляцией должна осуществляться путем увеличения товарной массы отечественного производства, а не замедлением роста экономики и обнищанием масс; кредитные ставки не должны превышать 2% официальной инфляции; установить, наконец, валютный контроль, закрыть шлюзы для колоссальной утечки капитала.

Буржуазный переворот 1992 года привел страну к криминальному режиму, который способен только на разворовывание национального достояния страны. Представленный правительством бюджет на 2020 – 2022 годы только усугубляет ситуацию в экономике, не решает вопрос повышения уровня жизни населения, делает фикцией выполнение нацпроектов.

Сейчас со всей очевидностью видно каждому здравомыслящему человеку все преимущества социалистической экономики, которая показала чудеса индустриализации в 1920-30-е годы, а также в послевоенные годы. Нынешняя экономическая политика способна только на разорение, разграбление и вывоз капитала, а такая колониальная политика не имеет права на жизнь в нашей стране.

Бюджет 2020 года – это бюджет ликвидации не только экономики, но и социальной сферы, это бюджет ликвидации России!

Мы просто обязаны потребовать выполнить наши предложения, мы будем требовать создать правительство народного доверия, мы не можем оставить у руля страны действующее правительство!

Н.В. АРЕФЬЕВ
Председатель ЦС ООО «Дети войны»,
Секретарь ЦК КПРФ,
Первый заместитель Председателя
комитета ГД по экономической политике,
промышленности, инновационному развитию
и предпринимательству