ДЕПУТАТЫ-КОММУНИСТЫ В ГОСДУМЕ ВЫСТУПИЛИ ПО ОТЧЕТУ ЦЕНТРОБАНКА

21 ноября в Госдуме отчитывалась Председатель Центробанка Э.С. Набиулллина. Она ответила на вопросы депутатов фракции КПРФ. Наши депутаты также выступили по этому докладу.

Н.В. Арефьев, Председатель ЦС ООО «Дети войны», фракция КПРФ:

У меня вопрос к Эльвире Сахипзадовне. Я хотел спросить, какой смысл поддерживать умеренно жесткую денежно-кредитную политику, если она сдерживает развитие экономики и понижает уровень жизни нашего населения?

Инфляцию вы понизил до 2 процентов, но, обрадовавшись, что низкая инфляция, правительство тут вводит новые налоги и платежи и раздувает инфляцию до 6 процентов. Теперь вы опять ее будете таргетировать, путем понижения жизненного уровня и сдерживания развития экономики. Таким образом, за два, три года можно окончательно угробить, и экономику, и понизить жизненный уровень.

Вот эта цель должна быть достигнута или какая-то другая? Вот вопрос в этом.

Э.С. Набиуллина:

Спасибо за вопрос. Действительно, он часто возникает. Нам говорят, вы проводите денежно-кредитную политику, это оказывает негативное влияние на экономический рост. Наши расчеты и наш последний опыт показывает, что это не так. Именно снижение инфляции позволило сделать более доступными ставки по кредитам, и я показывала цифры, что у нас ставки по кредитам растут, это поддерживает экономический рост.

У нас экономический рост ограничен другими факторами. Все-таки то, что мы называем структурными факторами, это низкая производительность труда. Вот у нас безработица низкая, большое количество людей заняты, но отдача на труд, она не очень высокая. Нужны инвестиции. Для того чтобы были инвестиции, один из факторов инвестиционного спроса и это показывают опросы инвесторов, нужно, чтобы была предсказуема, в том числе инфляция и процентные ставки. Это то, что нужно для того, что посчитать инвестиционные проекты.

И мы видим, когда низкая инфляция, прежде всего, более высокими темпами начинают расти именно долгосрочные кредит. Прежде всего, это видно на кредитах физическим лицам.

Мы видим, как растет ипотека и росла ипотека, и это во многом следствие уверенности, большей уверенности в низкой инфляции. Поэтому мы считаем, проводя такую денежно-кредитную политику, снижая инфляцию, мы, конечно, создаем условия для долгосрочного экономического роста и для инвестиций.

В.Ф. Рашкин, КПРФ:

Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

За полтора десятилетия Банк России и АСВ прекратили деятельность 306 банков, 349 - на очереди, проводится процедура ликвидации, по нашей информации.

Огромные проблемы в связи с этим возникли у вкладчиков, сбережения которых просто сгорели при банкротстве кредитных организаций, а это живые люди, и у нас огромное количество писем и обращений, которые в результате действий ЦБ потеряли сотни миллиардов рублей. Пример. Банк "Югра", 35 тысяч вкладчиков, чей вклад превысил сумму страховых взносов, потеряли только 16,5 миллиарда рублей.

В связи с этим вопрос. Первое. Какие меры предполагает провести Банк России и АСВ, чтобы компенсировать потери вкладчиков, они не виноваты в том, что где-то обанкротили, и они остались без средств.

И второе. Как относитесь к предложению по аналогии с ипотечными валютными заёмщиками, создать рабочую группу с участием правительства, Госдумы, Банка России для решения проблем вкладчиков-превышенцев.

Мы на это пошли, и есть хорошее позитивное решение.

Спасибо.

Э.С. Набиуллина:

Спасибо большое за вопрос.

Я, конечно, не могу с вами согласиться, что вкладчики потеряли деньги в результате действий Центрального банка, категорически. Они потеряли деньги в результате недобросовестных действий собственников и менеджеров. Потому что если собственники и менеджеры банков управляли бы добросовестно деньгами, банками, они привлекали вклады, не Центральный банк, привлекали вклады и размещали их надёжным способом, не было бы проблем и никаких превышенцев, ну, никакой проблемы не было. Это первое.

Второе. Что касается решения проблемы вкладчиков. Действительно люди потеряли деньги. У нас эта тема регулируется законодательством. Законодательство у нас определило уровень страхования вкладов. Кстати, он многократно повышался. Он начинался со 100 тысяч, потом было 400, 700 и буквально несколько лет назад до миллиона 400. И эта система эффективно работает, и все вкладчики знают, что миллион 400 по законодательству абсолютно защищено, и АСВ здесь жёстко и автоматически выполняет свои обязательства.

Что касается сумм, если люди в один банк внесли больше, чем миллион 400, не по разным банкам разнесли эти суммы, а больше миллион 400, то также законодательством предусмотрено, что эти суммы возвращаются из конкурсной массы. Это активная работа с тем, чтобы собственники и кредиторы вернули эти деньги. И здесь ситуация отличается от ситуации с валютным ипотечником, потому что по валютной ипотеке не было такого механизма. Мы, кстати, потом приняли решение о том, чтобы ввести ограничения коэффициента, чтобы валютной ипотеки в принципе не было, люди не должны занимать в валюте и нести валютный риск.

Поэтому, на мой взгляд, это надо регулировать только в рамках законодательства. В рамках законодательства. Кстати, в законодательство принимались поправки буквально тоже недавно о том, чтобы расширить эту систему покрытия страховой. Мы включали индивидуальных предпринимателей. Включили ситуации, когда люди, например, продали квартиру, получили большие деньги.

Вот, мне кажется, если и делать рабочую группу и обсуждать, то как через законодательство повысить эту защиту для людей, которые держат средства в банках, и это будет более конструктивным.

Л.И. Калашников, председатель Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ:

Уважаемые коллеги!

Кредитно-денежная политика всегда являлась предметом критики нашей партии, фракции. Правда, это не значит, что эта критика была оголтелой или бездумной, мы всегда отмечали то, что удалось сделать этой хрупкой красивой женщине, придя на свой пост, и то, что не удалось её предшественникам-мужчинам, например, создание платёжной системы "Мир", которая в определённой степени заместила у нас или точнее снизила для нас риски отключения от SWIFT. Или, например, возврат наших средств из США, о чём здесь все в зале несколько лет кричали из всех уст и Минфину, и председателю правительства.

Я бы мог и продолжить этот не очень хороший, может быть, пример тем, что было до этого. Убийство, например, заместителя председателя Козлова, за ликвидацию в том числе или за предстоящую ликвидацию одного из банков. И то, о чём сегодня говорили здесь, несколько в другом ключе. Хотя мы же требовали ликвидации бездумно раздутых этих банков, которые доходили до уже нескольких тысяч. И это, я считаю, тоже заслуга Центробанка, и не по-мужски будет не отметить это.

И сегодня мы видим, что в результате усилий Банка России объемы незаконного вывоза капитала за рубеж сократились в 2,4 раза, обналичивание денег за прошлый год в 1,6 раза, сомнительные транзитные операции в 1,6 раза. Мы это видим, конечно, видим.

Но тем не менее, мы считаем, что можно сделать больше. Не принято вспоминать сегодня в среде наших чиновников, экономистов, великого политэконома Карла Маркса, который сказал о том, что нет того преступления, которое может остановить бизнес, если он ему сулит, не буду там, дословно вспоминать. Но сегодня вы видите пол-Лондона сбежавших этих банкиров, которые на это пошли. И выцарапывать их оттуда никто особо не спешит или выдавать, точнее, нам их тоже.

Но важнейшую задачу, которую вот вы, я, говоря о чиновниках и, говоря о нелюбви их к Марксу, говорю о том, что они через слово вспоминают президента, но президент ставит задачи, определенные задачи. Хорошо, тогда я на эти задачи буду ориентироваться и как коммунист. Вот он поставил задачу перед Центробанком и другими финансовыми структурами - дедолларизация. Ну, дедолларизация, по нашему мнению, предлагает и дополнительную монетизацию.

Вот я работал в РАО "ЕЭС" в свое время, вот мы сидели с Кудриным через кабинет, сначала это был, я работал там, когда он был государственный этот РАО "ЕЭС". Потом, буквально через год по настоянию финансовых институтов, в том числе западных, начали его дергать. Так вот, я помню эти зачеты, когда денег вообще не было, только взаимозачеты. Взаимозачет, взаимозачет, пока не пришел Примаков, Геращенко и Масляков, и появились деньги.

Уровень монетизации нашей экономики, он явно недостаточен и все это знают. Вот Макаров здесь сидит и говорит, да, там денег полным-полно, они их не применяют. Но и в то же время мы знаем, что уровень монетизации 45 процентов, мы отстаем по этому уровню почти в два раза там, от Китая, от Европы, от США хваленых. Мы могли бы безналичный уровень монетизации нашей экономики поднять.

И мне кажется, Эльвира Сахипзадовна, вы недооцениваете этот подход, тем более когда мы говорим об импортозамещении. Мы можем огурец вырастить, но мы ведь раньше этот огурец покупали, но таким же огурцом для нас были кредиты, которые мы привлекали оттуда, с Запада, а потом передавали здесь другим нашим субъектам экономического рынка. Но тогда надо этот огурец импортозаместить и подготовиться к этой монетизации. Мне кажется, это очень важная задача.

Вот сейчас Вячеслав Викторович ушел, и я должен был идти с ним встречаться с Президентом Молдовы Додоном, да, а Додон будет выступать здесь в 12 часов. Мы собираем завтра в стенах Государственной Думы все фракции со всех стран СНГ, и они, впервые это делаем, они будут с нами там разговаривать, советоваться. Они все в голос говорят, мы готовы привязаться к экономике России, но поверьте мне, вот Российско-Киргизский Фонд, в который мы передаем 500 миллионов долларов, полмиллиарда долларов, почему доллары? Почему не рубли? Почему туда не передать рубли, тем более что эти киргизы, естественно, будут покупать российские же товары на эти рубли? То же самое касается и Белоруссии.

И вот мы призываем такого рода инструменты, уж точно отказаться от доллара. Это можно сделать. Вы пошли навстречу, мы с вами создали совет, вы Ксению Юдаеву назначили... совет так называемый по СНГ, она довольно эффективно настроила там работу, мы кое-какие решения приняли. Но у нас есть, кстати, Межгосбанк, который не работает. Он создан ещё, там, в 90-е годы, Межгосударственный банк, созданный Центробанками СНГ, и он не работает сегодня или не работает в той мере, в которой, мы считаем, он должен бы работать.

И последняя проблема, которой я хотел бы коснуться в отведенное мне время, я не хочу сейчас говорить об инфляции, о таргетировании, там, о ключевой ставке, я хочу сказать о Крыме. Не так давно, я часто там бываю, не так давно мне пришлось побывать там в нескольких банках, я специально это сделал, ходил, там РНКБ у нас есть, там вот Банк России.

Вот сегодня утром я читаю ваши разъяснения, Центрального банка, китайским коммерческим банкам о санкциях. И вы правильно говорите, все боятся санкций. Вчера я видел, как Societe Generale был оштрафован на 1,3 миллиарда долларов властями США за то, что они там торговали с Кубой.

Но в Крыму нет наших государственных банков, они спрятаны либо вот за этими дочерними банками, потому что тоже боятся санкций. Если мы на собственной с вами территории, которую, конечно же, мы признаём собственной, Крым, боимся работать, а это... в связи с этим возникает очень много проблем там, от разного рода там депозитов, кредитов, ячеек и прочих, прочих неудобств для населения, если мы боимся, при этом строим "Мрия", привлекаем английских там для этого конструкторов и платим им огромные деньги, я имею в виду тот же Сбербанк, то вы должны заставить эти центральные банки... (Микрофон отключён.)