ПСКОВСКИЕ СЁСТРЫ БЕЛОРУССКОЙ ХАТЫНИ

Читая «Правду», я давно заметила, что в газете регулярно звучит тема памяти жертв фашистской оккупации времён Великой Отечественной войны. Другие СМИ обычно обходят это стороной. Но из 27 миллионов погибших советских людей более 18 миллионов — именно гражданское население, преднамеренно уничтоженное фашистами в концлагерях, при бомбёжках и расстрелах, при сожжении тысяч населённых пунктов. Вот этой огненной трагедии сожжения поселений вместе с жителями посвящаются многие материалы «Правды». Они изданы уже в трёх сборниках под названием «Сожжённые заживо взывают к нам». Жаль только, что там не рассказано о нашем Псковском крае, хотя в военные годы он разделил участь восемнадцати оккупированных областей и краёв РСФСР — самой большой республики Советского Союза. И я подумала: пора вместе с читателями «Правды» отдать дань памяти моим землякам, сгинувшим в огне вместе с отчими домами.

Никто не знает, откуда взялось у этой псковской деревушки такое симпатичное название — Красуха. Быть может, шли лесной тропой путники, окрестностями любовались, в реке Узе искупались — да и воскликнули: «Красота-то какая!» Или, может, всё дело в красавицах из крестьянского поселения? Как бы то ни было, но обосновались здесь трудолюбивые люди, выращивали овощи, рожь и очень трудоёмкую культуру — лён. Работали так ударно, что колхоз «Красная Красуха» участвовал во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, а лучших льноводов запечатлели на кинокамеру для ленинградской кинохроники. «Ну, мужики, — сказал им председатель колхоза, — теперь весь Советский Союз узнает про нашу Красуху!»

И можно было бы порадоваться за красухинцев, если бы не знать того, что произошло с ними во время войны, в роковой день 27 ноября 1943 года. Тогда 280 человек, согнанных фашистскими оккупантами в гумна, были сожжены заживо. Цветущая деревня с девятью десятками домов превратилась в огромный факел.

Ныне, в ноябре 2018-го, трагедии Красухи исполняется 75 лет.

Красуху называют русской Хатынью, хотя сочетание «белорусская Красуха» для Хатыни тоже звучит правильно. Обстоятельства их гибели схожи, как и год расправы — 1943-й, перед памятью обеих деревень любой честный человек склонит голову. Есть разница в числе жертв — в Красухе их больше. Но о Хатыни с её знаменитым мемориалом знает весь мир, а многие ли знают о нашей Красухе, тем более — о других деревнях, её сёстрах по несчастью, коих было множество на псковской земле? Самое страшное как раз в том, что сожжение заживо явилось от фашистов зверством массовым, а не исключительным.

Псковщина сполна познала фашистский геноцид в отношении гражданского населения. Ведь наш приграничный край был захвачен уже в июле 1941 года, а освобождён советскими войсками лишь в июле 1944-го, тогда как наибольшая часть оккупированной территории страны обрела свободу раньше — в 1943 году. Немецкая группа армий «Север» рвалась через Псков к Ленинграду. В ответ развернулось невиданное по масштабам партизанское движение со множеством партизанских бригад, которые поддерживались местным населением. На площади 9600 квадратных километров возник так называемый Партизанский край. Сотни населённых пунктов продолжали жить и работать по законам Советской власти. Они даже отправили подводы с продовольствием в осаждённый Ленинград. А в Порховском районе, к которому относилась Красуха, активно действовала Третья Ленинградская партизанская бригада во главе с командиром Александром Викторовичем Германом. Поблизости от деревни Ясно у бойцов был лесной аэродром.

Конечно, ради истребления партизан немцы шли на всё. Но месть населению за связь с партизанами — только одна из причин сожжения деревень и сёл. Ведь физическое уничтожение большей части советского народа, вместе с уничтожением его государственности, и было запланировано как главная цель войны против СССР. А спровоцировать сожжение какого-либо села могло что угодно. Например, в Красухе на мине подорвался какой-то немецкий чин в легковой машине. Вряд ли это было делом рук партизан. Они обычно не ставили под удар местных жителей. Кто-то потом припомнил подростка, мстившего за отца. Но прибывший карательный отряд не искал виновных. Офицеры задавали только вопрос о местонахождении партизанских баз.

Почуяв беду, некоторые красухинцы незаметно скрылись в лесу. А к гумнам — большим помещениям для хранения сжатого хлеба — захватчики уже несли доски, солому, канистры с бензином. В документальной повести Ивана Курчавова «Красуха» есть эпизод о необыкновенном поступке комсомолки Жени Павловой. Девушку вместе со всеми подводили к гумнам, но ей чудом удалось сбежать. За домом она столкнулась со знакомой Ниной Михайловой и вдруг вспомнила: с обратной стороны гумен есть дверцы. «Я их открою!» — крикнула она Нине и помчалась назад. Оставшаяся в живых Михайлова вспоминала, что каратели заметили девушку и она упала под ударами штыков.

Из тех, кого гнали на казнь, спаслась лишь Мария Лукинична Павлова. По дороге она от побоев потеряла сознание. Когда очнулась, всё было уже кончено. Четверых её малолетних детей, мужа и почти триста односельчан поглотил костёр. В ту ночь далеко виднелось над Красухой кровавое зарево!

ДЕРЕВНЯ не возродилась. Трудно упрекать людей за нежелание поселиться на смертном пепелище. После войны страна узнала об этой истории из очерка журналиста «Комсомольской правды» Ивана Курчавова «Трагическая и мужественная Красуха».

Автор, уроженец того же Порховского района, лично знал довоенных красухинцев. В 1968 году на открытии памятника «Скорбящая псковитянка» при огромном стечении народа выступили те немногие, кто избежал казни. Мария Павлова сказала: «Простите, люди добрые, что осталась тогда жива…»

Памятник на насыпном холме — это двухметровое изваяние русской крестьянки, сидящей в горестном оцепенении среди поля на месте своей сожжённой деревни. Я очень удивилась, узнав, что такой потрясающий памятник — работа не маститого скульптора, а дипломный проект юной выпускницы Ленинградского художественного института имени И. Репина Антонины Усаченко. Позднее она жила в Рязани, прославилась ещё многими отличными творениями.

Берёзово-еловая аллея ведёт от памятника к месту казни. Там стоит обелиск со словами, заставляющими задуматься: «…Эта страшная участь постигла жителей ещё 19 окрестных селений... В огне и муках погибло около 750 человек». Сёла на обелиске перечислены. И это только в окрестностях Красухи!..

Интересно, что Яков Григорьевич Григорьев из села Кузнецово, упомянутого на обелиске, выступал в качестве свидетеля на Международном военном трибунале в Нюрнберге. В его деревне сожгли 47 человек, погибли его жена и двое сыновей. Крестьянин вспоминал, как в соседнем Луковищенском сельсовете фашисты поступали «гуманнее»: сначала расстреливали, а потом жгли вместе с домами. Был уничтожен и сам райцентр Порхов.

Недавно я нашла пронзительную книгу в электронном варианте под названием «Сожжённые деревни России, 1941—1944: документы и материалы» (Москва, 2017). Согласно предисловию, «сборник документов — первая в России объёмная специализированная публикация по данной теме». Создана книга российскими и белорусскими историками на основе архивных документов. В Белоруссии действует электронная база данных «Белорусские деревни, сожжённые в годы Великой Отечественной войны». А у нас до сих пор не было ни справочников, ни электронных баз данных на тему сожжённых российских деревень.

Конечно, в сборнике я сразу открыла раздел о Псковской области. После освобождения нашего края в районах работали чрезвычайные государственные комиссии по расследованию злодеяний захватчиков и публиковали в отчётах свидетельства и факты. Невозможно читать спокойно эти отчёты! В Псковском районе из 406 деревень сожжены 325.

На месте одной из них стоит камень с надписью: «Жителям деревни Ланева Гора, заживо сожжённым фашистами 22 октября 1943 года». В 2018 году — 75 лет их гибели. Поимённого списка 65 убитых не существует, но известно, что половина из них — дети. По приказу немецких офицеров казнь вели эстонские каратели. Вот их выявили поимённо и судили в Псковском областном суде. Дожившие до развала СССР эстонские палачи (даже не хочется назвать их бывшими палачами!) гордо объявили себя жертвами политических репрессий и потребовали у прокуратуры Псковской области реабилитации. Им отказали. Совершенно справедливо!

А вот с селом Овчино Невельского района расправились «свои», русские, то есть власовцы, руководимые немцами. Селяне отказались выдать местонахождение партизан. И вот 61 человек расстрелян, дома сожжены. Судя по воспоминаниям С. Козьякова из деревни Щирск Струго-Красненского района, немцы иногда облегчали себе задачу: вызывали самолёт, бросавший зажигательные бомбы сразу на ряд населённых пунктов. Щирск превратили в пепел. В деревне Лозы сожгли заживо 80 человек…

ВООБЩЕ, если вчитаться в архивные документы, то Псковский край тех лет предстаёт сплошной ожоговой раной. При всём сострадании к землякам, конечно, понимаешь и другое: так было на всей оккупированной части СССР! Но, озабоченные другими проблемами, не теряем ли мы осознание того ужаса, который случился по историческим меркам не так уж и давно — менее столетия назад? Передаются эпизодически, а то и совсем никак не передаются новому поколению знания и чувства о беспримерном в мировой истории геноциде гражданского населения.

Чтобы мрак забвения окончательно не поглотил нас, общественное объединение «Поле заживо сожжённых» и друзья этого общества, газета «Правда» и её авторы борются за создание общегосударственного центра — мемориала, который увековечил бы память жертв фашистской оккупации и вёл бы исследование этой части военной истории. Руководитель общества Владимир Тимофеевич Фомичёв ребёнком познал оккупацию в деревне Желтоухи Угранского района Смоленской области. Его Желтоухи тоже пылали, хотя и без жителей. Владимир Фомичёв вместе с единомышленниками доказывают во всевозможных инстанциях, что создание такого мемориала — задача государственной важности. Это серией своих потрясающих материалов утверждает «Правда». Чтобы подвижников наконец услышали «наверху», в структурах власти, им нужна, конечно, наша всемерная и широкая поддержка. Мемориал такой непременно должен быть создан!

Завершая свой рассказ о зверствах фашистских оккупантов на Псковщине, я уже понимаю, что продолжу тему. Не будет лишним снова и снова на конкретных примерах напомнить, что нёс гражданскому населению фашизм.