АРМИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ

В.И. Соболев. Председатель Общероссийского общественного движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки», генерал-лейтенант

Какой должна быть армия России в XXI веке? И какие задачи стоят перед Российской армией, если Россия претендует на роль великой державы, способной отстаивать свои национальные интересы, свою независимость и суверенитет, а не быть сырьевой колонией остального мира в глобальном распределении труда, обеспечивая экономику наиболее развитых стран сырьевыми ресурсами?

НАШИ великие предки оставили нам в наследство самую богатую страну мира, на территории которой находится до 30 и более процентов природных ресурсов планеты. На протяжении веков эти богатства не оставляли в покое наших агрессивных соседей и претендентов на мировое господство, пытавшихся покорить нашу страну и овладеть этими сокровищами. Но Россия всегда находила в себе силы отстоять свою свободу и независимость и разгромить иноземных захватчиков, какую бы тяжёлую борьбу ей ни навязывали.

В глобальном противостоянии между Россией и её недругами ничего не изменилось и сейчас, в XXI веке. Однако это противостояние всё более обостряется в эпоху глобализации, когда борьба за овладение природными ресурсами между ведущими центрами мировых сил выступает на первый план.

Ответ на вопрос, является ли Россия одним из центров этих мировых сил или ей уготована роль сырьевого придатка, подчинённого этим силам, зависит от того, способна ли она защитить себя, отстоять свою свободу и независимость. Скажу больше, от ответа на этот вопрос зависит и дальнейшая судьба нашего государства, ибо наши недруги не желают видеть Россию как самостоятельное государственное образование даже в качестве сырьевого придатка.

Такая уж у России судьба: быть великой или не быть вообще.

Для того чтобы отстоять своё право на существование и быть одной из ведущих держав мира, Россия должна стать сильной во всех отношениях: в политике, экономике, в военном деле. Составляющие этой силы тесно взаимосвязаны. Но я, как военный человек, хочу прежде всего ответить на вопрос о военной составляющей этой силы. Какими должны быть Вооружённые силы великой России?

И чтобы не быть абстрактным, необходимо разобраться в том, какую военную стратегию в отношении России определили наши главные «партнёры» в лице США и НАТО.

Если коротко, то это стратегия заключается в следующем:

  • нанести по военным объектам, прежде всего по нашим ядерным силам, первый глобальный обезоруживающий удар высокоточными боеприпасами («вырвать ядерные зубы у русского медведя»). После чего, по мнению американских военных аналитиков, у нас останется 15—20 процентов ракет в ядерном снаряжении различного базирования;

  • оставшиеся ядерные ракеты, в случае их пуска, предусматривается перехватить системой противоракетной обороны, которая развёртывается вдоль наших границ, и уничтожить их ещё до разделения головных частей на боевые блоки;

  • в дальнейшем, учитывая огромное превосходство в силах и средствах обычных вооружённых сил, осуществить вторжение на территорию России и добиться от её руководства безоговорочной капитуляции;

  • разделить территорию страны на несколько враждующих между собой полугосударственных марионеточных образований и получить беспрепятственный доступ к нашим природным богатствам.

Существуют и карты с вариантами такого деления территории России как по национальному, так и по территориальному признаку.

Выполнение этих стратегических задач, кто бы что ни говорил, осуществляется неукоснительно. С приходом к власти в США президента Д. Трампа огромные расходы на их выполнение американцы пытаются разделить со своими партнёрами по НАТО, но их сущность остаётся неизменной. А все военные учения США и НАТО в Европе проводятся в рамках решения этих задач.

Какие же задачи должны решить Вооружённые силы России, чтобы не допустить осуществления такой военной стратегии нашего главного противника, конечно, в том случае, если мы хотим сохранить Россию как самостоятельное, независимое, имеющее свои национальные интересы государство?

Вооружённые силы России должны:

  • отразить воздушно-космическое нападение противника;

  • прикрыть государственную границу на угрожаемых стратегических направлениях;

  • осуществить перевод Вооружённых сил и экономики, полностью или частично, с мирного на военное время;

  • созданными группировками войск, путём проведения оборонительных и наступательных операций разгромить войска агрессора и принудить его к выгодному для России миру.

Применение ядерного оружия при этом осуществить в случае угрозы его применения противником.

Способны ли выполнить эти задачи Вооружённые силы в настоящее время, после радикальных сердюковских реформ? Думаю, что ответ на этот вопрос однозначен. Ведь целью этих реформ было превратить нашу армию из армии, способной отразить агрессию серьёзного геополитического противника, в армию, способную успешно участвовать в локальных вооружённых конфликтах вблизи наших границ и воевать с вооружёнными отрядами боевиков. Это не моё мнение, это мнение серьёзных военных аналитиков, как наших, так и зарубежных. Политически решение провести такие реформы обосновывалось тем, что у России после разрушения СССР и перехода на капиталистический путь развития не осталось серьёзных геополитических противников и ей нет никакой необходимости содержать такую армию. Наши «друзья» и «партнёры», пока проводились реформы, всячески поддерживали нас в этом мнении и даже финансировали их проведение, выделяя денежные средства на уничтожение наших атомных подводных лодок и дивизий Ракетных войск стратегического назначения. А вот после завершения реформ Россия вдруг стала врагом номер один, о чём на весь мир заявил экс-президент США Б. Обама.

ИСХОДЯ из всё более усложняющейся военно-политической обстановки в мире, Вооружённые силы России необходимо восстанавливать до уровня, когда они будут способны решать любые задачи по отражению агрессии любого противника на любом стратегическом направлении и обеспечить территориальную целостность, свободу и независимость страны.

Для отражения воздушно-космического нападения противника нам просто необходимо иметь вид Вооружённых сил, специально предназначенный для этой цели, — войска воздушно-космической обороны, не ВКС, а ВКО. В их состав в качестве родов войск должны быть включены: войска противоракетной и противовоздушной обороны; соединения и части по предупреждению о ракетном нападении противника; космические войска, а в качестве авиационной составляющей — соединения истребителей-перехватчиков типа МиГ-31.

В дальнейшем космические войска, по мере их развития и переноса значительной части вооружённой борьбы в космическое пространство, могут быть выделены в самостоятельный вид Вооружённых сил.

Для надёжного прикрытия государственной границы и гарантированного разгрома агрессора необходимо увеличить численность и восстановить боеспособность Сухопутных войск. При этом в мирное время полностью развёрнутыми соединения и части Сухопутных войск возможно содержать только на угрожаемых стратегических направлениях и вблизи государственной границы. Остальные соединения и части могут быть укомплектованы на 50, 25, 10 и 5 процентов от штатов военного времени и иметь высокую степень готовности к мобилизационному развёртыванию.

Границы на морских стратегических направлениях должны быть защищены на дальних подступах, ещё в океанской зоне, для чего необходимо восстановить силы флота. Военно-морской флот России должен быть океанским.

И, наконец, Военно-воздушные силы, которые в ходе реформ превратились из вида Вооружённых сил в рода войск ВКС, где некомплект лётчиков в авиационных частях составляет около двух тысяч человек. Как общевойсковой командир, я не могу себе представить боевые действия Сухопутных войск без надёжного авиационного обеспечения: прикрытия их от ударов с воздуха и авиационной поддержки.

Убеждён, что авиацию списывать рано. И никакие беспилотники и ракеты с ядерными энергетическими установками, тем более в условиях применения современных средств радиоэлектронной борьбы, её не заменят. Военно-воздушные силы должны быть восстановлены как вид Вооружённых сил со специализированными родами боевой авиации: истребительной, бомбардировочной, штурмовой и истребительно-бомбардировочной, так как ни один универсальный самолёт не способен решить конкретную задачу так же качественно, как самолёт, специально предназначенный для решения этой задачи.

Что касается объединений, соединений и частей, имеющих на вооружении стратегическое ядерное оружие, то в мирное время они должны находиться в подчинении главкомов видов Вооружённых сил в качестве соответствующих родов войск и сил флота.

Безусловно, что решение на применение стратегического ядерного оружия должно исходить от высшего военно-политического руководства страны.

НАЛИЧИЕ ядерного оружия является мощным фактором сдерживания любого агрессора, но с развитием современных средств вооружённой борьбы оно становится всё более уязвимым, поэтому его развитие и совершенствование должны осуществляться с учётом этого фактора. В советское время был создан наиболее неуязвимый для противника вид стратегического ядерного вооружения — боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). Думаю, что настало время для восстановления ракетных соединений и частей БЖРК.

Общая численность Вооружённых сил мирного времени при выполнении задач по их восстановлению до необходимого уровня увеличится до 1,5 миллиона человек, что в принципе не противоречит общемировой практике — один процент от общей численности населения страны. Думаю, что это не должно никого шокировать и у нас в России, где, по разным данным, только различных охранников насчитывается от 6,5 до 7 миллионов человек.

Теперь общие вопросы, которые касаются всех видов Вооружённых сил.

1. Необходимо восстановить разрушенную сердюковскими реформами систему управления Вооружёнными силами.

Главкомы видов Вооружённых сил должны в полной мере отвечать за боеготовность, боеспособность, обеспеченность всем необходимым подчинённых им объединений, соединений и частей, а также морально-психологическое состояние и воинскую дисциплину в них, управлять ими в мирное и военное время, для чего у них должны быть полноценные органы управления, которые в ходе реформ были сокращены более чем в десять раз.

А Генеральный штаб должен вернуться к своим прямым обязанностям: оценке военно-политической обстановки; планированию применения видов Вооружённых сил и организации взаимодействия между ними; комплектованию Вооружённых сил личным составом и техникой; мобилизационным вопросам; организации управления на стратегическом уровне; организации стратегического применения средств радиоэлектронной борьбы — для чего в его составе есть соответствующие главные управления: ГРУ, ГОУ, ГОМУ, ГУС, ГУРЭБ.

2. В полной мере восстановить систему мобилизационной готовности, начиная с восстановления полноценных военных комиссариатов и органов управления отмобилизованием в войсках.

Однако полноценное восстановление мобилизационной готовности невозможно без наличия военнообученных мобилизационных резервов.

Считаю, что все молодые люди, граждане России, которые по состоянию здоровья способны служить в армии, должны иметь военно-учётную специальность. Чтобы решить эту задачу, службу в армии необходимо разделить на обязательную — шесть месяцев, в ходе которой каждый молодой человек и получает военно-учётную специальность, срочную — 1 год и службу по контракту — 3 года. Убеждён, что молодого человека нельзя отправлять в войска прежде, чем он не научится быть солдатом, пройдя обязательную военную службу в учебной части, и не получит военно-учётную специальность. Причём право обучаться в вузе молодой человек должен получить до призыва на обязательную военную службу. Призыв можно осуществлять с 17,5 года, чтобы к началу срочной службы или службы по контракту юноше исполнилось 18 лет, а учебный год целесообразно начинать с первого сентября, второе полугодие для молодых людей весеннего призыва — с первого марта.

Молодые люди, которые после обязательной военной службы заключают контракт на три года, должны жить в казармах и по установленному распорядку дня, и отличаться от солдат срочной службы только получением денежного содержания, установленного этим контрактом. Для них должна быть разработана система льгот, предусмотренных после их увольнения: бюджетное место в вузе, государственная служба, бесплатное получение жилья, обязательное рабочее место и т.д.

И ещё один важный момент. За призыв на военную службу, кроме военкоматов, должны отвечать все органы государственного и местного управления.

3. Восстановить организационно-штатную структуру Вооружённых сил: округ, армия (армейский корпус), дивизия, полк.

В составе Сухопутных войск считаю целесообразным иметь восемь военных округов на основных стратегических направлениях. Из них — четыре до Урала: Северо-Западный, Западный, Северокавказский и Центральный. И четыре в восточной части страны за Уралом: Западносибирский, Восточносибирский, Дальневосточный и Тихоокеанский.

Объединения, соединения и части других видов Вооружённых сил, за исключением флота, дислоцирующиеся на территории военных округов, должны оперативно подчиняться командующему войсками округа. Объединения, соединения и части флота должны подчиняться своему главкому.

Высшим тактическим соединением в Вооружённых силах России с её просторами должна быть дивизия с отработанной системой управления и тактикой боевых действий, с боевым потенциалом, в 3—4 раза превышающим боевой потенциал бригады.

Считаю, что было бы целесообразным, если бы границы военных округов совпадали с границами федеральных и пограничных округов.

4. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков как-то сказал: «Любая блестяще разработанная операция останется красивыми стрелами на карте без соответствующего тылового и технического обеспечения». Поэтому, если мы хотим видеть наши Вооружённые силы боеготовыми и боеспособными, необходимо в полной мере восстановить их системы тылового и технического обеспечения.

5. Основу Вооружённых сил составляют офицерские кадры, и именно от их подготовки зависят боеготовность и боеспособность объединений, соединений, частей и подразделений, морально-психологические качества личного состава, состояние техники и вооружения. Необходимо восстановить систему военного образования: военные училища со сроком обучения 4 года должны готовить офицеров до батальонного звена включительно; видовые академии со сроком обучения 3 года — офицеров полкового, дивизионного и армейского звена; академия Генерального штаба со сроком обучения 2 года — офицеров и генералов оперативного и стратегического звена.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, великая Россия должна иметь мощные, хорошо оснащённые, сбалансированные по видам и родам войск Вооружённые силы, способные отразить агрессию любого геополитического противника.

Только так можно избежать войны и вооружённых конфликтов и обеспечить мирное развитие страны. Все возможности и ресурсы для этого есть, нужна только политическая воля.

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»