ПАМЯТИ СТАНИСЛАВА СЕРГЕЕВИЧА ГОВОРУХИНА

Памяти Станислава Сергеевича Говорухина

Русская культура понесла тяжёлую утрату. Ушёл из жизни Станислав Сергеевич Говорухин. Мы потеряли взыскательного друга, товарища, отзывчивого, широкосердечного человека.

В многообразной плеяде советских деятелей культуры, перешагнувших из 20-го в 21-й век, Станислав Говорухин – одно из самых ярких, интересных и загадочных имён.

Самобытный и уникальный режиссёр художественного и документального кино. Яркий, запоминающийся актёр. Трепетный художник-пейзажист, наследник русской реалистической живописной школы – так ещё и ещё раз проявилась его любовь к Родине. Выдающийся общественный деятель и политик.

Романтик и реалист в одном лице. Сын донского казака, личность противоречивая и страстная, он искренне верил в возможность переустройства мирра – к лучшему и справедливому. «Так жить нельзя», – сказал он в канун лихих девяностых в одноимённом документальном фильме. Но и так жить нельзя, – понял он в годы ельцинского лихолетья. Именно в эти годы он был вместе с нами и вошёл в Президиум Народно-Патриотического Союза России.

Позже, в соответствии со своим пониманием гражданского долга и ответственности государственника, каким он всегда являлся, Станислав Сергеевич стал главой предвыборного штаба нынешнего президента. Хотя это обстоятельство ни в малейшей степени не мешало ему в своих публичных выступлениях отдавать должное советской системе науки, образования и воспитания.

Один из признаков большого таланта художника – личностный максимализм. Именно это качество отличает Станислава Сергеевича Говорухина – в киноработах, живописи и поступках общественного и политического деятеля.

Снимая «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя» - свои наиболее значительные работы – он не случайно выбрал Владимира Высоцкого, соответствующего именно его представлениям о современном герое. Так же как в «Ворошиловском стрелке» не случайно лидирует великий Михаил Ульянов, как бы продолжая традицию маршала-максималиста Георгия Константиновича Жукова.

Высочайший интеллект, широкое образование, глубокое знание мировой классики дали возможность Говорухину создать целую серию неподражаемых экранизаций для детей. Он и здесь был верен себе в выборе авторов и героев: «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Именно эти фильмы формировали детское и юношеское сознание советских зрителей.

Всякий раз, делая свой, будь то художественный или политический выбор, Станислав Сергеевич Говорухин находился в согласии, прежде всего, со своей совестью. Ничто не останавливало его, например, в нелицеприятной оценке поведения жителей любимой им Одессы. Он глубоко страдал от украинского раздора, но был непреклонен в своём гражданском максимализме. Именно внутренняя независимость, внутренняя свобода и честность сформировали в нём выдающуюся личность, о месте которой в искусстве и русской истории будут ещё долго думать и рассуждать не только наши современники, но и грядущие зрители – граждане будущей России.

Прощайте, дорогой Станислав Сергеевич.

Г.А. Зюганов,
Председатель ЦК КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»