СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. ПОСЛЕВОЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО СТРАНЫ СОВЕТОВ

b_320_320_16777215_0_0_images_news_2014_03_05001.jpg

Недавно «Правда» напомнила читателям о беспрецедентных экономических достижениях Страны Советов в годы 1-й пятилетки. Однако не менее поразительными стали темпы восстановления и развития народного хозяйства после Великой Отечественной войны; собственно говоря, тогда-то окончательно и утвердилось само это выражение — сталинские темпы, а всё происходившее в экономике в первые послевоенные годы с полным основанием называли «сталинским чудом».

Победа над самым страшным врагом человечества досталась советским людям дорогой ценой: были разрушены 1710 городов и крупных посёлков городского типа, свыше 70 тысяч сёл и деревень, уничтожены около 32 тысяч предприятий и других народнохозяйственных объектов. Вчерашние союзники — англо-американцы, составляя варварские планы атомной бомбардировки Советского Союза, радостно потирали руки: большевикам не выбраться из такой экономической «ямы», ведь на восстановление, например, одного Днепрогэса, согласно их расчётам, потребовалось бы 25 лет, а на восстановление Сталинграда и Воронежа — аж целых 100 лет! Но такого срока англосаксонские политики по обеим сторонам Атлантики нашей стране давать не собирались.

Однако произошло то самое «сталинское чудо», посрамившее все расчёты новоявленных Чингисханов с атомной бомбой. На освобождённых от временной оккупации территориях сразу же началось восстановление промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железных дорог, социальной сферы. Под непосредственным руководством И.В. Сталина был разработан и в марте 1946 года утверждён 4-й пятилетний план, который так и назывался — план восстановления и развития народного хозяйства. Напомним, что в понятие «развитие» входило не только строительство совершенно новых «обычных» энергетических и промышленных предприятий, но и создание с нуля всего ядерного потенциала и ракетно-космического щита, с помощью которых сначала были сорваны планы новых претендентов на мировое господство, а потом и осуществлены — уже после смерти Сталина — триумфальные советские прорывы в космос.

Одновременно развивалась фундаментальная наука (физика, математика, химия), на десятилетия вперёд обеспечившая нашей стране статус не только военно-политической, но и научной сверхдержавы. Продолжилось строительство подземных дворцов — новых станций Московского метрополитена, которыми и сегодня любуются толпы иностранных туристов, и началось строительство метрополитена в Ленинграде. Это в городе, только-только освобождённом от блокады, которому, как кому-то казалось, потребуются десятилетия для того лишь, чтобы стряхнуть воспоминания о блокадном кошмаре!

Наконец, началось строительство семи московских высотных дворцов — символов Великой Победы советского народа. И всё это, повторимся, в один временной период, сжатый всего в пять лет!

Действительно, темпы восстановления экономики и нового строительства в те годы не просто потрясали, а выглядели, словно воплощённая в жизнь фантастика. Напомним, что советская статистика официально не использовала основной экономический показатель сегодняшних дней — валовой внутренний продукт; применялись такие схожие с ним, но отличающиеся по наполнению величины, как совокупный валовой общественный продукт и национальный доход. Тем не менее пересчёт этих показателей в ВВП показывает, что среднегодовые темпы его роста в период с 1945 по 1950 год составили по РСФСР 9,1 процента, а в целом по стране (во многом за счёт беспрецедентно масштабных объёмов восстановления разрушенных в результате фашистской оккупации и боевых действий экономик Украины и Белоруссии) — 14,7 процента. Такого мир действительно не знал!

Не менее важны качественные результаты этого периода. Ведь само по себе понятие «высокие темпы роста» ещё не означает какого-либо прорыва. И это признают даже наши идеологические оппоненты. Вот что, например, пишет о качественных различиях экономического роста в послевоенный период в СССР и в «демократической» России времён президентства В. Путина и Д. Медведева профессор Валентин Кудров из Российской академии наук: «Несмотря на высокие темпы экономического роста, вполне сопоставимые с советскими послевоенными, России в 2000—2011 годах не удалось поднять экономику страны, и особенно её промышленное производство, даже до предкризисного уровня 1989 года. После войны довоенный объём всего производства (и особенно промышленного) был достигнут всего за 4 года (с 1945 по 1949 год). [В современной России] объём ВВП лишь в 2012 году достиг уровня 1989 года, объём промышленного производства был значительно ниже, а машиностроение вновь продемонстрировало своё катастрофическое отставание, несмотря на определённый прогресс после преодоления системного кризиса 1990—1998 годов» (выделено мной. — О.Ч.).

Что ж, когда такие выводы делает специалист, известный своими антикоммунистическими взглядами, это, как говорится, дорогого стоит, и вряд ли кто осмелится назвать эту оценку какой-то ангажированной, в пользу «советского прошлого».

Кстати, когда упоминалось о восстановлении всего довоенного объёма производства, подразумевались в том числе и успехи в восстановлении сельского хозяйства. Напомним, что карточная система на товары народного потребления (в первую очередь — на продукты питания) в СССР была отменена уже в 1947 году, что повергло в настоящий шок наших зарубежных противников. Ведь, например, во Франции, пострадавшей в годы войны раз этак в 10 меньше Советского Союза, и в Великобритании, практически вообще не пострадавшей, такие карточки существовали до первой половины 50-х годов.

Если вернуться к вопросу о темпах промышленного роста, то они продолжают изумлять и в наши дни. И в годы 4-й, и в первые годы следующей, 5-й, пятилетки — а это были последние годы жизни И.В. Сталина — среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР составляли около 15 процентов. Повторить подобный рывок в промышленности вслед за Советским Союзом в истории смогла лишь одна страна: спустя 40 лет это произошло в социалистическом Китае, что более чем символично.

Что же способствовало такому экономическому феномену? Прежде всего преимущества плановой системы хозяйствования, централизованного распределения важнейших ресурсов по отраслям и республикам СССР. Ну и, конечно, научно обоснованная система организации и стимулирования высококвалифицированного и новаторского труда учёных, инженеров, рабочих. Благодаря всему этому среднегодовые темпы роста производительности труда в промышленном производстве в послевоенные годы составляли в Советском Союзе 7,6 процента, в то время как во Франции — 4,3 процента, в США — 3 процента, а в Великобритании — всего 2,75 процента. Всё это вместе взятое, помноженное на личные качества гениального человека, стоявшего у руля партии и Советского государства, и подобранную им, как бы сейчас сказали, команду высококлассных профессионалов, и составило основу того самого послевоенного «сталинского чуда».